Купец Федот Котов и его наблюдения

"В 7131 (1623) году по указу государя и великого князя всея Руси Михаила Федоровича и великого государя святейшего патриарха московского и всея Руси Филарета Никитича московский купец Федот Афанасьевич Котов с восьмью товарищами был послан с царскими товарами за море в Персию".

....миновали Астрахань.


и.. долго ли, коротко ль, но добрались они ]]>до Терека



По ТИ Русское царство при Иване Грозном к 1585 году доходило до городка Терек или Терки на реке Тюменке, или Терский городок, как на этой карте



Далее дошли до Тарков



От Тарков до шахского города Дербента три дня вьючного пути ровным местом между горами и морем.



Пожалуй, объектов для разбора достаточно.

1. Сначала рассмотрим Терек или Терки, что на реке Тюменке



Через реку налажен мост, как купец и пишет, деревянный, с подъёмной средней частью для пропуска мачтовых посудин




У лошадей длинные уши - очевидно это мулы


Стало быть, скрещивание ослов с лошадями было делом привычным для  17 века

Терек город деревянный, небольшой, но хороший, стоит на реке Тюменке, на низком месте. Базары, храмы и дома находятся в крепости,



Базары, храмы и дома находятся в крепости, а за ней — один монастырь.
Посмотрим на монастырь



Как вам монастырь? ]]>]]>В виде пятиконечной звезды!]]>
Можно, конечно, предположить, что рисовали до посещения Терека Фёдором Котовым, но вряд ли. Тем более, что в Смоленске крепость-звезду пересекает Смоленская крепостная стена, возведенная (согласно официальной истории) при царях Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове в 1595-1602гг. на месте более древней крепости, построенной (как считается) при великом князе Ростиславе Мстиславовиче в 1142г..
Является ли крепость-звезда в Смоленске крепостью великого князя или нет - вопрос. Но факт, что крепостная стена Бориса Годунова стоит НА крепости-звезде, пересекая ее с севера на юг и разделяя на две части - два восточных луча звезды оказываются внутри стены Годунова, а три западных - вне ее.
Вывод - крепость звезда построена РАНЕЕ крепости Бориса Годунова, т.е. задолго до 1595г., возможно это и есть крепость великого князя Ростислава Мстиславовича от 1142г (]]>отсюда]]>)
Вот и получается, что мимоходом Фёдор Котов форт-звезду не разглядел, посчитав её за монастырский удел.

2. Дербент.



]]>]]>
Стены Дербента




"Дербент - укрепленный белокаменный город". - Потемнели стены на сегодня.

"Рассказывают, что тридцать башен этого города затопило море и теперь еще одна большая крепкая башня стоит в воде". - Отсчитал от берега 15 башен и 16-я оказалась ровно посередине города. Уровень Каспия на сей день составляет минус 29 метров, а середина Дербента находится на 8 метрах над у.м.
При таком уровне Каспия его берега будут выглядеть так:



]]>Астрахань]]>, при любом ее расположении окажется на дне моря.

"От Дербента через горы к Черному морю, в Турецкую землю, когда-то была выстроена каменная стена". - Кто-то об этой стене писал в жж, вспомните, - оставьте, пожалуйста, ссылку.

"Около моря недалеко от Дербента наверху огорожено каменными плитами место, где лежат сорок мучеников, а мусульмане 88 и армяне 89 говорят, что это-де русские 40 святых мучеников 90. Все проезжие русские люди ходят к ним на поклонение, а некоторые служат им молебны. Они лежат каждый в своей гробнице, и на них положено по большому белому камню с вырезанной надписью. Никто эту надпись не может прочитать: ни мусульмане, ни армяне, ни турки. А вырезанная надпись очень большая".

- Что сейчас?

"Сорок древних могил, выделенные в особое почитаемое место на Северном мусульманском кладбище Дербента, называются тюркским словом Кырхляр, то есть «сороковник» или просто «сорок». Вместе с мечетью Джума эти могилы являются одной из самых старых и важных для Кавказа ]]>исламских святынь.]]>
Считается, что Сороковник — это могилы «святых шахидов», арабских воинов, в 22 году хиджры (642/3 г.) либо в 40 году хиджры (661/2 г.) принесших новую религию в Дербент и павших в бою с хазарами.
По легенде, тела погибших воинов оставили на съедение птицам, но они чудесным образом остались целыми, и тогда их решили похоронить с почетом. Длинные надписи на плитах, о которых пишут старые историки и путешественники, плохо сохранились до наших дней. Их остатки позволяют отнести надгробия к VII–IX векам.
Так или иначе, могилы всегда были святым местом для всех жителей Дербента, и для арабов, и для персов, и для азербайджанцев".
Как по шаблону - победители пишут чего-то..

Долго ли, коротко ли, а едет Фёдор дальше со товарищами.

3. Шемаха (шемаханская царица - помните?).
"..Шемаха стоит в укрытии между высокими горами. Город каменный, небольшой и невысокий, и посады каменные. Кругом города проходит ров (от него ничего не осталось - прим.rodline), ворота обиты железом, а посад, базары и караван-сараи стоят за городом. В Шемахе семь караван-сараев — все каменные, и во всех есть вода, которая течет по каменным трубам, проведенным с гор под землей. Караван-сараи стоят между базарами тезиков, в них торгуют русские и армяне, здесь же находятся лезгинские, гилянские, бухарские и другие караван-сараи. Раньше Шемаха принадлежала турецкому султану, но шах захватил ее одновременно с Шабраном. Старый город в Шемахе, стоящий около посада, и турецкие мечети шах разрушил и построил свои. В Шемахе много всяких товаров и шелков — крашеных и сырца. Шелк красят в Шемахе, а шелк-сырец производят в деревнях около нее. На расстоянии двух с половиной верст на север от Шемахи находятся два сада — сад шаха и сад шемахинского хана; в них растут разные овощи и цветы; есть там каменные палаты и вода , в каменных бассейнах. Напротив тех садов высоко на горе находятся развалины каменного города, который называют городом Александра".

]]>Развалины крепости Александра










200 лет назад выглядели совсем по другому. Слева, вверху, на горе.


Как хорошо видно, развалины, обозначенные стрелкой, получше наших хрущёвок выглядят: так когда Македонский-то здесь бывал? Лучше не спрашивайте.

4. В Иране.
"..От Кашана до Натенза 122 два дня пути равниной между горами; стоит Натенз в равнине. На пути от Кашана до Натенза среди степи есть круглая гора, с одной стороны песчаная, с другой — каменистая, вокруг нее идет дорога. С высокой стороны горы есть соленое озеро. Рассказывают, что на эту гору теперь никто не поднимается, и не знают, что на ней есть. Мусульмане рассказывают, что много раз на ту гору люди ходили, но никто с нее не возвращался, — там-де, на горе, погибали 123. Гора невысокая и небольшая, но ехать около нее страшно. Дня за два пути гору видно издали, и называют ее «Невсходимая»".



Кликабельно
]]>

Встреча шаха в столице...
".. Встреча шаха была устроена за пять верст от главной площади. Дорога шла между садами армянских, еврейских, аврамлянских и тебризских слобод. ... Доехали до моста, построенного в шахских садах через реку Испоганьку. Эта река невелика, мелка, ...Через реку построен большой и высокий каменный мост длиною в 150 саженей, шириною в 40 саженей. А по обе стороны моста возведены высокие и широкие, как городские, стены, на верх которых ведут каменные лестницы. Сквозь стены сделан проход для людей, а от прохода вниз, к воде, также ведут лестницы. По обе стороны моста на стенах сидели женщины ряда в два, а где могли — и в три. При встрече шаха, когда он ехал из-под Багдада, они кричали во весь голос, били себя руками по губам, благодаря чему голос раздваивался. Здесь же, на мосту, трубили в большие трубы, играли на зурнах, били в литавры и в набаты. Когда проходил шах, все мужчины, женщины, ребята и девушки кричали и плясали. Этот крик был так оглушителен, что нельзя было друг с другом словом перемолвиться, а теснота была такая, что невозможно было ни ехать, ни идти пешком — друг друга давили, разрывали платье, отрывали стремена, а пеших топтали. В персидском царстве был такой закон: если кто-либо из мужчин и женщин от семи до восьмидесяти лет не идет встречать шаха, тех казнят — животы вспарывают".

Мёртвые с вилами стоят и вокруг - тишина...
"У аврамлян, которые были у шаха на встрече, лица смирные, у всех большие бороды, волосы черные. А жен держат по две, по три, и по пяти, и по семи, и по сколько кто захочет и сможет. Платье они носят широкое, у всех кирпичного цвета, сделанное из верблюжьей шерсти, на голове носят чалму, ходят босиком, штаны носят всего лишь до колен. На женщинах платье желтое, сделано из той же верблюжьей шерсти. Говорят, что они веруют в Авраама и зовутся аврамляне 146. Когда кто-нибудь у них умирает, они ставят его около своей мечети, подпирают вилами под горло, чтобы не упал, и он стоит до тех пор, пока не прилетит птица и не выклюет у него глаз. Если выклюет правый глаз, это значит, умерший — праведник, выклюет левый — значит, не угодил богу. Потом их хоронят в земле".

И тут житья не было...
"А евреи, мужчины и женщины, носят вишневое платье, [92] по внешнему виду похожее на стихари у русских дьяконов с оплечьем, а по подолу кругом оторочка, на голове у некоторых чалмы, у других — шапки, как клобуки. ... В персидском царстве их не любят, убивают и озлобляют, называют их «чагатами», а некоторые — «жигутами»".

Теперь понятно значение слова "иногда"
"персидский счет: як, ду, се, чар, паншь, шашь, гафт, гашты, ног, дах, якзда, дувазда — так все до двадцати. А двадцать — бити, бистияк, бистиду — и так все до тридцати. А тридцать — сил, силвуяк, силвуду — и так все до сорока. А сорок — чичил, чичил як, чичил ду — и так все до пятидесяти. А пятьдесят — пенджа, пенджу як, пенджу ду — и так все до шестидесяти. А шестьдесят — шучь, зашучь, заяк, шузаду — и так все до семидесяти. А семьдесят — гафтьва, гафтьва як, гафтьва ду — и так все до восьмидесяти. А восемьдесят — гаштьда, гаштьда як, гаштьда ду — и так все до девяноста. А девяносто — ногда, ногда як, ногда ду — и так все до ста. А сто — сета, а тысяча — мин".

Иногда - это когда девяносто раз и ещё несколько))

Благодарность наша Фёдору Котову с честной компанией! 

]]>rodline.livejournal.com]]>

 

Загрузка...

Вы можете воспользоваться любой из двух НЕЗАВИСИМЫХ веток комментирования: первая - только ВКонтакте, вторая - остальные способы авторизации.

Развернуть комментарии