Приданое в крестьянских семьях

По крестьянской традиции собственностью женщины признавалось ее приданое. Оно рассматривалось как награждение члена семьи, выходившего навсегда из ее состава. Его в деревне девушки начинали готовить с 12 лет. Содержание сундучка («коробьи») потенциальных невест было схожим.

Это, как правило, платки, ситец, кружева, чулки и прочее. Приданое вкупе с «кладкой», вещами (реже деньгами), подаренными на свадьбе, считалось в деревне собственностью женщины и являлось для нее своеобразным страховых капиталом. Бывший земский начальник (Тамбовская губерния) А. Новиков, не понаслышке знавший сельский быт, писал: «Почему у бабы страсть собирать холсты и поневы? – Деньги всякий муж при случае отнимет, т.е. выбьет кнутом или ремнем, а холстов в большинстве случаев не трогают».

Приданое замужней женщины принадлежало только ей и ее детям, и муж без согласия жены не мог им распоряжаться. На женскую собственность крестьянской традицией было наложено табу, она была неприкосновенна. Сенатор Н. А. Хвостов, владевший имением в Орловской губернии, вспоминал: «Даже в самые лютые периоды выбивания податей, когда в соседнем Ливенском уезде в начале 90-х годов полиция продавала хлеб из запасных магазинов, последних лошадей и коров и даже где-то захватывало и продавало муку, данную от Красного Креста, то и там при всей этой оргии не слышно было, чтобы становые и урядники где-нибудь покусились на сундучки девочек-подростков»

Согласно деревенской традиции снохе, вступавшей в семью мужа, разрешалось иметь «собенку» т.е. отдельное имущество. Оно могло состоять из скотины, двух-трех овец или телка, а также денег, собранных на свадьбе. Это приданое не только обеспечивало ее необходимой одеждой, но и выступало источником хоть небольшого, но дохода. Средства, полученные от продаж и шерсти с овцы и продажи приплода, шли на ее нужды.

В некоторых местах, например в с. Осиновый Гай Кирсановского уезда Тамбовской губернии, многие жены имели даже свою землю, от 3-х до 18-ти десятин, и самолично расходовали получаемый с нее доход. По деревенскому обычаю снохам отводили полоску земли для посева льна, конопли или выделяли пай из семейного запаса шерсти, конопляного волокна. Из этих материалов они изготавливали себе, мужу и детям простыни, рубахи и т.п. Часть сукна могла быть продана. Домохозяин не имел права посягать на «бабьи заработки», т.е. средства, полученные от продажи грибов, ягод, яиц. В деревне говорили: «У баб наших своя коммерция: первое – от коров, – кроме того, что на столе подать, – остальное в их пользу, второе – от льна: лен в их пользу» .

Заработок от поденной работы, произведенной в нерабочее время с согласия главы крестьянского двора, также оставался в распоряжении женщин. На свои средства сноха должна была удовлетворять все потребности и нужды своих детей, так как по существовавшей традиции из общесемейных средств, на нее кроме питания и верхней одеждой не тратилось ни копейки. Все остальное она должна была приобретать сама. На эти же средства в крестьянских семьях готовилось приданое. По обычному праву приданое, после смерти переходило ее наследникам.

 

Загрузка...
Развернуть комментарии