Сказ о том как чудь Америку открывала.

Навстречу солнцу.

История эта началась в 90-е. Как-то мы семьей пошли на день рождения к однокласснице моей жены. Как водится посидели за праздничным столом да поздравили именинницу, а после пошли с её отцом на кухню покурить поскольку среди всех гостей мужиков нас было только двое. Разговорились - выяснилось, что родом он из Великого Устюга, как говорят родины деда Мороза. Так вот рассказал он, что не только Морозами его малая родина знаменита - мол деды рассказывали, что задолго до Ивана Грозного ходили местные мужички и в Китай и в Америку, а вот после перестали. Почему перестали толком не поясняли - то ли запретили, то ли тех кто дорогу знал не стало, то ли море перестало ]]>оттаивать]]>, а может и всё вместе. Улыбнулся я его рассказу и зная, что фамилия его Марков в шутку спросил: - А Марко Поло не из вашей семьи вышел? Он в ответ тоже улыбнулся и ответил, что о таком родственничке деды ничего не рассказывали. А вот с Ермаком кто-то из Марковых на Кучума ходил, да и Строгановы с тех краёв были, с Усолья, а это всего-то в 90 км от Устюга, да вроде в стародавние времена кто-то из Строгановых и сам в дальние походы ходил.

Рассказал и про Ермака, мол родом он был из Борока, что на северной Двине. Матушка его с Вологодских краёв, а вот батя вроде пришлый был. Кто его знает, что из сказанного правда - вон киргизы ]]>считают]]> Ермака своим, хотя их версия никак не противоречит тому, что я услышал.

Рассказал и про других своих земляков Хабарóвых - откуда город Хабаровск, только говорит неправильно мы все тот город называем - ударение должно быть на третьем слоге. Смотрел недавно новости и промелькнул сюжет про Великий Устюг, так нынче один из Хабарóвых в Устюге мэром.

А ещё помню примерно в конце 80-х начале 90-х годов в одном научно-популярном фильме прошла информация о бегстве группы знатных новгородцев в Америку (на Аляску) во время разгрома Новгорода Иваном Грозным!? Что за фильм к сожалению не могу вспомнить... А может это был пересказ Германа Аляскинского, который в 1795 году утверждал, что первыми колонистами Аляски были новгородцы, бежавшие от гнева Ивана Грозного.

Попробую проследить восточный путь.

На о.Вайгаче найдено русское поселение X века. Старое название Вайгача Хаюдей-я, уж не отсюда-ли были те халдеи, что Вавилон и Дамаск брали?

Вайгач вообще примечательный остров: ...До принятия самоедами христианства северная оконечность Вайгача, Болванский мыс, служила им одним из двух главных мест общественного богослужения. Бури, завывающие в пещерах Болванского мыса, наводили суеверный страх на самоедов и внушали особое благоговение к стоящему на мысе главному идолу Весаку, что означало старик (по латышски vecāki прародители), попросту как бог Род у славян. Он был деревянный, трехгранный, высокий, тонкий, о семи лицах, которые были вырезаны на двух отлогих, узких гранях. Древнейшие из сохранившихся подношения вайгачских святилищ были изготовлены в древней Руси.

]]>Курорт Вецаки (нем. Wezak) на побережье Рижского залива, фото начала ХХ века.]]>Думаете таких топонимов одинаковых и в прибалтике и в Сибири мало? А это как посмотреть: такую большую реку как Ангара наверное знают все, а вот речку Ангар в Латвии наверное и не каждый латыш найдёт, а она есть - вытекает из озера Усмас. Кто был на плато Путорана наверняка запомнил речку с названием ]]>Канда]]>, а на ней 108 метровый водопад. Ещё одна река Канда есть под Мурманском. В Латвии есть город Кандава (нем. Kandau), что тоже на бурной речке с водопадами - а ведь Kande по ливски всего лишь кувшин. История сего древнего города гласит, что до прихода крестоносцев был он центром государства Ванемаа - по ливски земля Рода. А как Вам речка Ирбе в Латвии да Ирбенкий пролив, что Рижский залив от Балтийского моря отделяет, и река Ирба в Енисейсой губернии где на старых чудских копях был построен ирбинский железный завод в 1732 г. Иногда складывается впечатление, что в маленькой Прибалтике местами отображается чуть ли не вся Сибирь. Шучу конечно - не только Сибирь. Древнее историческое название Улан-Батора - Урга (про югорский край пока промолчу), на севере Латвии есть небольшой посёлок Urga, а по всей Латвии ещё 6 речушек с таким же названием.

Около 1485 года папе Иннокентию VIII было послано с Дона донесение следующего содержания: “Руссы из Пермии плавая по Северному Океану, около 107 лет назад обнаружили в тех морях неизвестный доселе остров, обитаемый славянами. На этом острове вечные холода и льды. Называется он Филоподия и величиной превосходит Кипр, на современных же картах мира его называют Новая Земля”.

Герард Миллер в «Описании Сибирского царства», рассказывая о присоединении земли князя Демьяна по реке Демьянка, сообщает о том, что аборигены оказали особое сопротивление в Демьянском городке, где у них стоял особо почитаемый идол: “… есть у них Кумир, о котором сказывают, что вывезен из России во времена Владимирова крещения, и в России под именем Христа ему молятся. Оной Кумир вылит из золота, и сидит в чаше…”

]]>Чалдонов и самаров]]> населяющих Сибирь намного раньше похода Ермака и говорящих на русском даже официальная история не может не замечать. Существует версия о том, что часть их это наследники коренных европеоидов живущих в тех краях с древнейших времён.

В.Н.Берх в своих трудах упоминает: “...Существует предание, что во времена введения христианской веры в нынешней Архангельской области многие язычники, не желая оставить прежних богов своих, погрузились в суда и ушли к востоку, поскольку при обозрении всех берегов Ледовитого океана, от Колы до Берингова пролива, не встретили нигде россиян сих, то и думают, что они должны находиться в Америке.”

Паоло Джовио — Pauli Jovii Novocomensis опубликовал в 1525 году на латинском языке «Книгу о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII», в которой воспроизвел много географических и культурных сведений Дмитрия Герасимова о России и скандинавских странах, о Северном морском пути, что если плыть из Северной Двины вправо вдоль берегов Сибири и вокруг неё, то можно достигнуть Китая.

"Ежемесячные сочинения и переводы" Российской академии наук в 1769 году (т. 3-й) сообщают, со ссылкой на хранившиеся в те времена документы сибирских архивов, что экспедиция на Тихий океан была предпринята ещё Царем Иваном Васильевичем. Она, пройдя проливом, достигла Камчатки. Впоследствии о ней видимо забыли из-за наступившего смутного времени, да и до сих пор о той записи редко вспоминают. Но ведь смута последовала и после смерти Ивана III (1525-1545), так как именно после его смерти, в 1550-х годах, Тюменское ханство, земли которого лежали к юго-востоку от южного Урала, было захвачено Кучумом из рода Шейбани, что были правителями Бухары.

Забавно, но есть упоминание, что Пётр I, участвуя в 1697 г. в Великом посольстве решил посетить Витсена в Амстердаме. Во время беседы между ними встал спор о том соединяется ли Азия с Америкой. Витсен настаивал на таком соединении, тогда как Пётр это отрицал и в итоге пообещал прислать из России географические чертежи, на которых Азия отделена от Америки. Судя по тому, что Пётр не раз бывал в Архангельске и явно общался с поморами для него это явно был не вопрос. По заданию Петра конечной целью плавания Беринга было достижение “гишпанского владения мексиканской провинции”, а не ]]>открытие пролива]]> о наличии которого в то время в России никто и не сомневался. Официально первым через тот пролив прошёл ещё Дежнёв в 1648 году, кстати тоже уроженец Устюга. Не исключён вариант, что многие сведения о своих будущих географических открытиях, в частности о проливе между Азией и Америкой Дежнёв получил от Михаила Стадухина под началом которого он начинал свою службу. За десять лет своих путешествий по северо-востоку Сибири Михаил Стадухин, родом с Пинеги, прошёл около 15 000 км — больше, чем какой-либо другой землепроходец XVII века. У европейцев, на карте Гастальди (1562 г.), пролив отображён под названием Anian, откуда у них данные наверное теперь уже и не узнать.

Хорошо, о ]]>дальневосточной Руси]]> информация в итоге подтвердилась - нашли поморскую кочю на дне бухты Петра Великого под Владивостоком. Находка датируется VII-IX веком. (См. ]]>32:58 - 37:55]]>)

В 1937 г. на берегу Кенайского залива открыты остатки древнего поселения - остатки 31 хорошо сохранившихся, обложенных дёрном сруба, судя по материалам, вещам и печам – русских. Анализ древесины показал, что строились дома примерно за 300 - 400 лет до этого.

Летом 2016 года в тех же краях было найдено ещё одно типично славянское поселение. Археологи его датируют 800-900 лет назад. (См. ]]>00:00 - 01:02]]>)

В 1732 году Гвоздев достиг берегов Аляски, а казак Иван Дауркин в 1764 году со слов эскимосов с Диомидовых островов нанёс на карту русскую крепость на правом берегу некой р.Хеуверин..

Яков Линденау, участник множества экспедиций по северо-востоку Сибири, оставил потомкам "Описание о Чукоцкой земле" (1742). Он писал: "...И они, чукчи, от своих жилищ на ту землю ходят байдарами и с той земли привозят посуду деревянную, подобную русской. И по разглагольствованию тех чукч имеется чрез русских людей известие доподлинно так, что якобы купецким людям двенадцатью кочами минувших лет за семдесят или более (т. е. до 1672 г.). Колымскому среднему зимовью, где прежде ярмонга бывала, для торгу пошедших и от сильных морских погод друг от друга разошедшихся, иные в Камчатку проплыли, а иные к тому острову, который Большой Землёю называется, пристали и тамо жительствующими народами совокупившиеся, у них поженились и расплодились..."

Помощник Беринга капитан Шпенберг в рапорте адмиралтейству сообщал, что участникам первой камчатской экспедиции довелось слышать о неких русских, поселившихся на американском материке. Их появление там Шпанберг связывал с дрейфом в “давнопрошедших годех” нескольких судов, вышедших в составе экспедиции из устья Лены на восток в обход Чукотского носа. И спутникам Беринга стало “слышно, будто против Суксунского носу на Большой землице некоторые из того народа еше находились, почему уповательно из оных и ныне находятца”.

В феврале 1710 года со слов служилого человека Никифора Молчина (Малгина) якутским воеводой Д.А.Траурнихтом и дьяком Иваном Татариновым были записаны подробности похода Тараса Стадухина, который в конце 60-х годов XVII века попытался повторить маршрут Попова-Дежнева 1648 года. Во время похода Сталдухин получил сведения, будто: “на острове в Пенжинском море живут люди бородатые, платье носят долгое, а русских называют братьями. Подлинное известие имеется,” - писал он в 1737 году о сведениях, полученных Анадырском остроге от чукчей, - что “с восточной стороны Чукоцкого носу есть за морем островы и матерая земля, где живут бородатые люди, которые носят долгое платье, от них же получают деревянные чашки, которые с русской работой во всём сходны; и надеются, что помянутые люди подлинно от русских людей произошли, которых прадеды во время бывших в прежние годы морских путей, имея на море несчастье, на сих островах или матерой земле остались”.

В 1762 г. двое казаков Гребешков и Вершинин составили отчёт в канцелярию Охотска: Гребешков уверял: "А народы на них живут, как руския, - всем образом сходны, и некоторые старообрядцы, у тех бороды отрощены, а у молодых бород совсем нет... Домы у себя оные народы рубленые, как руския". Вершинин сказывал: "А за теми двумя островами имеетца-де матерая Большая Земля, на которой живут люди бородатыя, подобны-де руским людям..."

Основатель Российско-Американской компании Шелихов, в своих отчётах отмечал, что среди черноволосых, скуластых, круглолицых жителей Аляски встречаются такие, чьи лица продолговатые, волосы русые и бороды от уха до уха, Ко всему прочему стригутся они под кружок, а жёны причёски делают для племени индейского необычные: спереди чёлка, а сзади косы.

В книге “Путешествие по северной Америке к ледовитому морю и Тихому океану, совершённые Херном и Макензием” (С-Пб. 1808 г.) говорится о том, что члены экспедиции в 1789 году поинтересовались у местных жителей, кто живёт к северу от Юкона. Индейцы ответили: “Бородатые белые люди”. А как Вам название речушки Huslee (Гусли) от названия которой произошла деревушка Huslia, как раз к северу от Юкона? Или сопка (вулкан) Илемна, чем не Илемно, что на правом берегу Шелони, или самое большое озеро на Аляске Iliamna, чем не Ильмень?

Русский учёный Корсаковский, по приказу губернатора Русской Америки Гагемейстера, предпринял экспедицию к центру Аляски, и местный старожил по имени Кылымбак поведал исследователю, что как-то раз к индейцам, устраивавшим недалеко от Юкона религиозное собрание, пришли двое мужчин, а «на них камзол, троеклинки и шаровары, выделанные из оленьих кож без волоса и выкрашены черной краской. Сапоги из черной кожи. С бородами. Разговор у них другой, так что все индейцы, бывши на сей игруши, не могли понимать оного. Видели у них стволину медную, один конец шире, а другой уже, наподобие мушкетона, а у другого медная стволина наподобие ружейной, украшенная черными сепями и белыми чертами». «Кылымбак платье их сравнивает с нашим, точно так скроено, как и у нас. На сих жилищах, проходимых им, есть топоры железные, котлы медные, трубки курительные, корольки разные, латунь. Все ж сии вещи чрез торговлю достают. Он сравнивал топоры, точно такие, как и у нас», — записал Корсаковский в своем журнале.

В своей работе "Известия о северном морском ходе" Миллер писал: "В Анадырском остроге, по скаскам тамошних чукчей, подлинное известие имеется, что с восточной стороны Чюкоцкого Носу есть за морем островы или матерая земля...; бородатые люди... оным известием подтверждаются; от них же получают деревянные чашки, которые с руской работой во многом сходны, и - надеются, что помянутые люди подлинно от руских людей произошли"

Г. В. Стеллер писал: «Среди американцев якобы живет народ, совершенно тождественный русским по фигуре, нравам и обычаям; анадырские казаки того мнения, что это потомки лиц, на кочах выехавших с Лены и пропавших без вести. Весьма правдоподобно, что их плохие суда были выброшены штормом на сушу и обстоятельства принудили их здесь остаться. То американское блюдо, которое я купил для Кунсткамеры, является изделием этих людей». К сожалению, упомянутое блюдо погибло в Кунсткамере во время пожара 5 декабря 1747 г.

]]>Кугикальница М.А. Бочарова. Фото из газеты "Курская правда".]]>Хотя чего это я о деревянных чашах и блюдах, неужели ничего более оттуда или туда не привозили? Отчего же, есть у инков (XIV - XV в. н.э.) такая национальная грамота - квипу называется (по нашему - узелковое письмо), так в 1887 году известный российский антрополог Анучин в Перми “...в одной могиле Чуди нашел квипу, имевший около 8 фн. весу” (3,6 кг). Квипу начинают свою историю в Караль-Супе (Перу, 3000 г. до н.э.), хотя цивилизация Караль просуществовала всего 200 - 300 лет и в итоге непонятно куда исчезла. Между Караль-Супе и инками официально квипу нигде не всплывает, и тут на тебе - у Чуди под Пермью… Забавно? А то, что в Перу и в сёлах под Курском играют на одних и тех-же музыкальных инструментах не забавно? А как Вам речка Ичу в Перу, Ича на Камчатке, Ича триток Тары, две Ичи верхняя и нижняя притоки Оми в Новосибирской области, Ича приток Протвы в Калужской области, Ица (Ика) в Оренбургской губернии и Ича (Iča, на современных картах Inča) на востоке Латвии? Слово ича (iche), всего лишь означает пить на тюркских языках.

Ничего удивительного в этом нет: …]]>если вы знаете]]> тюркские языки, а особенно чувашский, то приехав на Камчатку вы сможете на уровне корневых базовых слов пообщаться с представителями народа керек (анкалаку). ...В Америке Вы сможете пообщаться с представителями таких индейских народов как шошоны, якама, не-персе, чумаши, чокто, мохавки и пурепеча.

В 1779-м сотник Иван Кобелев высадился со своими подчиненными на островах Диомида и провел опрос островитян о промыслах и жителях Америки. Главный тойон острова Игеллин Кайгуня Момахунин поведал ему, что на Юконе, в "острожке, называемом Кымговей, жительство имеют российские люди, разговор имеют по российски ж, читают книги, пишут, поклоняются иконам, и прочая собою от американцев отмениты, ибо у американцев бороды редкие, а и те выщипывают, а у живущих-де там россиян бороды густые и большие". Сотник уговаривал тойона отвести его на американский берег "до тех российских людей", однако тойон и его народ отказали ему, объясняя отказ боязнью, "чтоб его, Кобелева, на американском берегу не убили или б не задержали, и в таком случае страшась взыску, или на них безвинного притеснения и бедствия". Однако тойон дал согласие передать письмо Кобелева. Из письма видно: Кобелев почему-то решил, что на Юконе живут потомки мореходов, пропавших при Дежнёве. В 1948 году найден в архивах оригинал донесения Кобелева о переписке с русскими поселенцами из селения Кымговей. Из донесения видно, что чукча Ехипка Опухин при доверительной беседе с сотником рассказал ему, что жители Юкона "собираются в одну сделанную большую хоромину и тут молятся, ещё есть-де у тех людей такое место на поле и ставят деревянные писанные дощечки, стают противу оных прямо передом, мужеска пола большие, а за ними и - прочие". Ехипка Опухин даже показал Кобелеву, как американские русские накладывают на себя крестное знамение, что сотника премного удивило... Поселенцы писали, что у них всего достает, лишь нуждаются они в железе.

Кроме возможного дрейфа дежневских судов, могли быть и другие подобные, но менее известные случаи. Как полагает Белов, такая участь постигла, например, в 1655 году судно с 14 промышленными людьми под командованием Павла Кокоулина Заварзы на обратном пути с моржового промысла в Анадырске.

]]>Испанцы]]> в 1774 году предприняли плавание из Сан-Бласа на север, и в ходе этого похода высадились на берег в 55′ 49′′ с.ш., где “обнаружили цивилизованных людей, приятных на вид и привычных носить одежду”. Эти люди оказались “белыми и белокурыми”.

В 1789 году русский посол в Мадриде Зиновьев послал в Петербург “Реляцию о путешествии в Калифорнию одного гишпанского судна”: - “Пакетбот, именуемый Сент-Шарль под командованием господина Гаро, отправившись с пристани Сент-Блас к северному берегу Америки, нашёл там пристань, населённую русскими”.

Впоследствии Российско-американская компания неоднократно использовала эти сведения, чтобы доказать принадлежность Верхней Калифорнии по праву первозаселения, ссылаясь на 462-ух жителей. Однако в документах самой компании о той встрече и в то время нет никаких упоминаний, а позже были организованы поиски тех людей.


Немного о Марковых: Markow (Марков) - посёлок в Мекленбург - передней Померании, на острове Уманц, около Рюгена. Кроме того - ещё один Markow в континентальной части Мекленбург - передней Померании, а также форма Markau в Саксонии-Анхальт. У русских распространена фамилия Марков. В России видим около 110-ти деревень, сёл, посёлков Марково, хутор Марков и две деревни Маркова. В Польше находим 5 поселений Markowa и Markowo. На Украине находим деревню Марково, в Болгарии - три Марково и два Markov в Чехии. Из русских носителей фамилии можно вспомнить одного из лидеров, воевавших против большевиков – «Белого Витязя», генерал-лейтенанта С.Л. Маркова (1878-1918) руководившего дивизией, состоявшей из одних офицеров.

Вслед за солнцем.

О наших людях на Аляске, в Татрарии и ]]>Катае]]> до “официального освоения” написано и рассказано достаточно много и если с восточным направлением вроде почти всё понятно, то теперь давайте послушаем сказку, а может и не сказку - частичку былины о Садко.

Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черлёныих;
На те на корабли на черлёные
валил товары новогородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продавал товары новогородские,
Получал барыши великие,
Насыпал бочки-сороковки красна золота, чиста серебра,
Поезжал назад во Новгород,
Поезжал он по синю морю.

Нехило так, 30 кораблей - даже по сегодняшним временам совсем не маленькая флотилия. Средняя грузоподъёмность судов тех времён, кочей и стругов, была около 20 тонн (как у фуры) иногда больше - умножаем на 30…, итого 600 тонн груза. Да и путь его достаточно хорошо описан - из Новгорода по Волхову в Ладогу, с Ладоги в Неву, с Невы в море, а уж с моря в Золоту Орду. Путь из Новгорода явно западный, а вот всякие варианты о плавании именно в Индию появились позже, когда начали оперы ставить, да позже кино снимать - чем не прототип сериала “Дальнобойщики”. Может Римский-Корсаков читал другую версию былины?

Как-то слышал, что та ]]>былинная Индия это всего-лишь Вендия]]> - страна вендов, но что-то мне неизвестно чтобы в Европе в местах проживания вендов были большие месторождения золота и серебра.]]>Канал фараонов, он же канал четырёх царей, он же река Траяна.]]>

А мог ли Садко уходя из Новгорода на запад реально до Индии добраться, возможно ли такое вообще? Про поход вокруг Африки я не задумывался да и Суэцкий канал в то время ещё не выкопали, но был канал из Нила в Красное море, да и Ипатьевская летопись рассказывает, что ]]>Сварог был царём Египта]]>. Так что исключать такой путь не стоит, правда если только тот поход состоялся до VIII века н.э. - позже он перестал действовать, но ведь точная датировка былины не известна.

Есть правда одна достаточно большая неувязочка - раскопки в Новгороде дают другую версию: оказывается часть серебра найденная в древних слоях по химическому анализу идентична Перуанскому, а золота Мексиканскому (см. ]]>11:00 - 11:48]]>)

Это что-ж получается: Римский-Корсаков с Колумбом одну версию читали, а до нас совсем другая дошла?

Тут я впал в ступор, а возможен ли был вообще западный путь и есть ли об этом хоть какие-либо упоминания?

В романе "Tristan le Léonois" (одна из старо-французских версий Тристана и Изольды) тот самый Тристан воспользовался услугами некоего купца по имени Садок и доплыл с ним до Ирландии на его корабле. О русских топонимах в Ирландии в интернете говорилось неоднократно, а вот о кельтских крестах в прибалтике обычно умалчивают - так что путь тот был освоен в обе стороны, интересующиеся могут почитать ]]>Прибалтика и «викинги» who is who]]>.

Область Rosse на западе Ирландии.

Ну что ж до Ирландии добрались, а дальше? Что вообще дальше известно? В IV века до н.э. по описанию Пифея стал известен остров Туле. Куда только его не располагали, но можно однозначно сказать, что он был где-то на севере. С другой стороны это для европейцев непонятно где это было, а для прибалтов было очень даже понятно, тем более по ирландским сказаниям на них иногда нападали некие финнгаллы так что можно попытаться использовать угро-финские слова для осмысления этого топонима. В современном эстонском языке есть одно слово ]]>tuletornis]]> (маяк) на которое я обратил внимание. Торня на ливском это такая летняя кухня (она же своеобразная коптильня) с открытым очагом по центру - по своему строению большой шалаш из жердей. Кстати, такое-же название я слышал под Невелем, правда там так называли летнюю пристройку к дому, но смысл был тот же - летняя кухня, так что слово это не только ливское, а в русском языке встречается слово приторнуть - в смысле куда-то что-то небрежно поставить или прислонить. У латышей tornis башня или вышка. Представьте, что произойдет если такую махину поджечь? Правильно - тот самый ]]>ТУЛЕ]]> из неё и получиться. Торня достаточно полезная вещь - ведь в случае нападения можно было её поджечь и подать сигнал тревоги который был-бы виден издалека. А где у нас места где постоянно горит огонь, который видно издалека - только там где извергаются вулканы. Вулканы то не всё время извергаются, иногда и успокаиваются - вот Вам и загадочный остров который то виден издалека, то его никак не могут найти.

Подобные шалаши из жердей я видел в Якутии - там они называются ураса. Не могу исключить вариант, что именно оттуда они и появились в прибалтике. Тема эта достаточно неизученная - сами якуты называют себя сахалар (произносится sakhalar), а на юге Эстонии есть область Сакала. Возможно именно они оставили устойчивый ]]>тюркский след]]> в прибалтийских топонимах. Кстати, никто не задумывался почему так похожи между собой исландские и якутские лошадки?

Лошади в Исландии до сих пор отлично чувствуют себя живя в дикой природе. Фото: Браги Дж. Ingibergsson

Не правда ли, такие же невысокие коренастые крепыши? Да и мохнастость схожая. А что если они в Исландию именно через прибалтику попали?

Якутская красавица.

Ещё в 825 году ирландский монах Дикуил. В своей книге «Де мензура орбис террае» («Об измерении Земли»), посвященной описанию различных частей света писал, что Туле — это остров Исландия. На протяжении более чем тысячи лет эта точка зрения находила сторонников, и ещё в конце XIX века мнение Дикуила считалось «бесспорно правильным», а в XX веке понеслось - “официальные историки доказали”, что вплоть до VIII века н.э. Исландия была безлюдной страной и первыми её заселили именно скандинавы. И это невзирая на то, что ]]>на острове найдены римские монеты]]> III века н.э., а я всего лишь показал, что название очень легко объясняется зная хоть немного угро-финские слова.

Забавно, но современные историки говорят, что судя по раскопкам в Исландии первыми поселенцами там были именно славяне (см: ]]>11:00]]>). «С самого начала в наших исследованиях в Исландии был обнаружен славянский след. Мы открыли уже третье в этом регионе славянское жилище – квадратную полуземлянку. Такие жилища в 9-10 веке были характерны для территорий по рекам Эльбе, Одеру и Висле, а также для Руси. Они не имеют никаких аналогий со скандинавскими постройками. Точно такие же славянские жилища, отличные от скандинавских, я обнаружил ранее в Норвегии. Неизвестно, какие именно славяне проникали так далеко на Север, в Исландию. Весьма вероятно, что это были полабяне, а не наши предки с берегов Вислы. Они селились на пустынных в то время землях Исландии.Ранние средневековые сообщества не были настолько этнично однородными, как это ныне считается. Общество викингов было открытым – они ценили хороших мореплавателей и воинов, принимая в свои ряды представителей разных народов, в том числе славян, германцев и кельтов»,- говорит польский профессор Пшемыслав Урбаньчик.

Пользуясь случаем хочу сказать большое спасибо выдающемуся польскому ученому за огромную проделанную работу в изучении нашей общей истории. Однако у меня складывается небольшое продолжение после знакомства с его работами.

Как-то общался с русскими ребятами из Эстонии и они мне говорят: - Вот Вы статьи ]]>про прадедушку Рюрика]]> пишете, да про то как датчане у вендов флаг умыкнули, а знаете что это за место такое? И выслали мне вот такую карту.

Покрутил я эту карту и справа налево и слева на право, перевернул вверх ногами - никак не могу её к территории современной Эстонии прикрутить. Пишу в ответ: - Не, не знаю, не получается ничего у меня.

Тогда присылают мне следующую карту.

- А как Вам Estland, где-то на западе от Норвегии?

Обещали позже показать ещё одну карту где есть остров Estland в районе Бермудских островов, но так и не прислали - видимо что-то не сложилось.

Начал искать самостоятельно. Поинтересовался у своих знакомых из Бергена, ведь на карте есть не только название острова, но и нанесены другие названия. Но нет, никаких ассоциаций на что либо похожее из того что они знают они сложить не смогли. Поинтересовался у ребят из Ставангера - тот же результат. Пригорюнился я, что ж это за Эстланд на западе от Норвегии? А решение так и не складывалось.

Позже попалась мне карта Кавери (1505 г), приведу кусочек, правда тут по старой традиции юг сверху.

]]>Судя по надписи по стрелочке здесь уже остров "i.estlanda", то есть название может быть и другим.]]>

Судя по надписи по стрелочке здесь уже остров "i.estlanda", то есть название может быть и другим.

И тут я натыкаюсь на карту одного венецианца Николо Зено. На ней действительно есть остров Эстланд, но та же википедия пишет, что мужичок мол нигде не был и много фантазировал. Тут я совсем голову повесил - выходит загадка ни о чём.

Забросил я поиски того острова - наверное больше года ими не занимался пока не зашел ко мне в гости мой старый знакомый. Разговорились, говорит:

- А покажи ка мне те карты. Глянул. - О… так я же там батрачил (нынче прибалтов много куда раскидало). Вот смотри на первой карте надпись слева Orlefort. - Где, не вижу. - Да вот же смотри. Вот он - ]]>Örlygsstaðahnúkar]]> это и есть Укреплённое место созданное орлами. Только карта немного повёрнута, а так очень похоже.

Тут я вставил свой комментарий: - Ну карта повёрнута потому, что раньше карты рисовали учитывая направление на север по магнитному компасу, а теперь по географическому.

- А вот ещё ниже смотри на старой карте Olaford, а на современной левее Ólafsvík. Ford это фьорд, а vik это бухта - ну что смотри, это же одно и тоже! Да и на второй карте эти названия есть. На второй карте на юге посмотри Eledere - это скорее всего современная Hella, я там и работал.

Ну что ж впредь мне наука, а ведь друзья говорили - википедии не доверяй.

Конечно, Николо Зено скорее всего действительно фантазировал, но возможно рассказы свои он на чём то основывал - например на рассказах других моряков, так сказать кабацкие матросские байки. Могу только предположить, что все эти мифические острова есть описания разных путешествий совершённые разными людьми. Описание, даже у посетивших одно и то же место в разное время, у разных людей могут отличаться вплоть до неузнаваемости. Так и получилось, что одни и те же места каждый описывал по своему - то Islanda, то Estland, то ]]>Frisland]]>.

Решил поподробнее изучить современную карту Исландии - вдруг какое ещё соответствие найду. Самая восточная часть называется Эйстюрланд, хорошо - ну восточная страна да и ладно, но... есть ещё несколько областей не на востоке острова и имеющие в своём названии тот самый Эйстюр: Эйстюр-Бардастрандар, Эйстюр-Скафтафедль, Эйстюр-Хунаватн, а они то почему восточные? Понравилась мне озвучка всех этих Эйстюров]]>translate.google.com]]> есть удобная функция можно послушать как звучит язык оригинала если нажать на значок громкоговорителя). А вот тут кроется сама загадка - Эйстюрланд пишется как Austurland. Резонно возникает вопрос: почему так похожи Austurland и Austria, откуда как говорят венедский флаг в прибалтику пришёл и в укороченном виде в Польшу. А может в стародавние времена это переводилось не как восточная земля, а как земля восточных. А уж кто такие восточные за 1000 лет и объяснять не надо, вспомните Drang nach Osten или рейхскомиссариат Остланд.

Тогда и вопрос уже из другого времени становиться понятным: Эйнхард в описании жизни Карла Великого пишет: ...открылась борьба со славянами, которые по нашему называются вильцы, а по своему велетабы. В этом походе, в числе прочих народов, следующих по приказу за королевским знаменем, участвовали и саксы, в качестве союзников, хотя и с притворною, мало преданною покорностью. Причина войны заключалась в том, что ободриты, некогда союзники франков, оскорбляли их беспрерывными набегами и не могли быть удержаны одними приказаниями. От западного океана протягивается на восток залив: ...восточный берег населяют славяне и аисти (Aisti) и другие различные народы; между ними первое место занимают велетабы, которым король объявил войну. В один поход, предводительствуя лично войском, Карл так поразил их, что они другой раз не считали полезным отказываться от повиновения (789г.).

Вроде где Карл и где славяне, между ними ещё большое расстояние, да только то расстояние (как бы не старались историки) называлось ]]>Austrasia]]> в противоположность землям где правили Меровинги - Neustria, буквальный перевод не восточная. Уж что-то мне это напоминает другую территорию которая всё что угодно лишь бы не Россия, только тех времён. Если ]]>славянские топонимы в Германии]]> расписаны достаточно подробно, то исследований о более западных регионах не так уж и много, разве что Гельмольд бургундов относит к славянам, да во франкских аналах встречаются некие Nordliudi и Austreleudi где то в тех краях.

Решил я рассмотреть карту поподробнее.

А вот на западе южнее Гренландии прорисовывается кусочек материка под интересным название Estotiland. Шо, опять? Ещё одна земля восточных? По моему я этот кусочек к югу от Гренландии и на другой карте видел.

Только здесь эта местность называется Vinland.

Во… Это уже ближе: В 1232 году папа Григорий своей грамотой назначает Балдуина де Альна епископом Семигальским и легатом «in Livonia, Gothlandia, Vinlandia, Hestonia, Semigallia, Curlandia».

Только не надо мне рассказывать, что папа был неграмотным и в школе географию не учил. У нас в Латвии есть несколько Винкалнсов (kalns - гора, холм), мне лично известно 3. Из них только на одном действительно растёт виноград, но это новодел времён позднего Курляндского герцогства, а на двух других были древние поселения. Местные озабоченные историки по сей день считают, что на них росли виноградники забывая, что кроме латышского языка на этой территории ещё совсем недавно прекрасно звучал и ливский язык, а у них vene это русские. Так что были те горы русских. В маленькой Латвии всяких пилскалнсов (замковых гор) более 300 и на каждом из них по преданиям когда-то было укреплённое городище где окрестный люд мог укрыться от незваных гостей, а в соседней Литве их более 1000. Правда ещё пару гор успели перевести на латышский: одна из них под Доблином (лат. Dobele) ]]>Krievkalni]]>, другая под ]]>Кукушкиным носом]]> (лат. Koknese) ]]>Krievkalns]]>. Если ливы отличали русских (vene) от кривичей (krivi) то латыши таким отличием не заморачиваются и любого русского называют krievs.

Саксон Грамматик в своей "Истории данов" для описания вендов использует созвучное слово "vindr". Как звучит ветер на современно английском языке наверное знают все, а попробуйте на немецком или норвежском и в итоге обязательно посмотрите как это пишется по ]]>французски]]>. Обеспечить доступность от Венеции до Британских островов и оттуда до Прибалтики на вёслах они вряд ли смогли бы, а вот под парусом покрывать такие расстояния значительно веселее. В то время когда европейцы на вёселках осуществляли каботажное плавание вдоль бережков (галеры во Франции применяли даже в XVIII веке) явно кто-то передвигался совсем по другому. Возможно именно это объясняет тех самых ]]>ruotzi-гребцов]]>, ведь подходя к берегу или заходя в реки приходилось плыть против течения, да и ветер не всегда попутный. Так что получается, что не от Швеции получилось это название, а сама Швеция получила своё старо-финское название от тех гребцов, что по морю приходили. Вспомните как пролегал варяжский путь, для финнов они всегда появлялись со стороны скандинавского полуострова.

Интересно, а есть ли ещё карты той земли восточных, что на материке?

Карта Ортелиуса - на северо-востоке Estotilant.

Карта Ортелиуса - на северо-востоке Estotilant.

Карта Богарди - здесь уже Estotilant на материке, а на старом месте Groclant и рядом Groenlant.

Карта Богарди - здесь уже Estotilant на материке, а на старом месте Groclant и рядом Groenlant.

Здесь рядом с Estotilandt видна надпись Groenlandiae.

Здесь рядом с Estotilandt видна надпись Groenlandiae.

1493 год 14 июня, Нюрнбергский учёный Джером Мюнцер пишет Португальскому королю Хуану II «Тебя уже восхваляют, как великого государя, немцы, итальянцы, rutanos, apolonios, и те, которые живут под суровой (seca) звездой арктического полюса, так же как и великого герцога (duque) Московии, ибо немного лет тому назад под суровостью сказанной звезды недавно открыт (novamente sabida) большой остров Груланда, берег которого тянется на 300 легуа и на котором находится величайшее поселение людей под сказанным господством сказанного сеньора герцога».

(Легуа - ¾ географической мили, если одна географическая, она же немецкая миля, это 7420 м. то 300 легуа это 1669,5 км. От Москвы до Берлина 1800 км, а тут почти 1700 - нехилый такой островок получается, а О.И. нам всё рассказывают про Шпицберген).

1528 год. датский адмирал Северин Норби, находясь на Руси, пишет письмо королю Дании, Норвегии и Швеции Кристиану II о владениях русского князя на Арктической земле, которая именуется Грум и Ланд.

По заявлению вологодского крестьянина Антона Старостина, его предки плавали «к Груманту» ещё задолго до основания Соловецкого монастыря (до 1435 года), т. е. в X-XIV веках.

Русский учёный новгородец Д. Герасимов и переводчик царской администрации в Дании Григорий Истома при встрече с представителем Вены Сигизмундом Герберштейном утверждали, что лежащая далеко на севере "земля Енгранеланд и прежде всегда была подвластна новгородцам" (Дорожкин Н. Я. Путешественники. с. 37).

Согласно письма датского короля Фредерика II купцу Людвигу Мунку от 11 марта 1576 года (Филиппов А. М. Датский документ о посещении Гренландии русскими в XVI веке. Литературный вестник. – 1901 год. – Т. 1, кн. 4., С. 441) русский кормщик Павел Никитич плавал из местечка Мальмус (север Скандинавии, принадлежавший русским) в Гренландию.

А эта карта просто знаковая - на севере от Гудзонова залива Groenland, а на юге Estotiland.

А эта карта просто знаковая - на севере от Гудзонова залива Groenland, а на юге Estotiland.

Наверное теперь вопрос откуда на побережье Нью-Йорка лики русских богов уже не стоит?

]]>]]>

Ну что же до Америки добрались, а вот до Мексики и Перу западный путь пока не сложился. Может кто продолжит поиски того пути - всего-то немного осталось? Есть правда одна невнятная зацепочка: Исторически народом который населял те территории были миштеки («народ из страны облаков»), от них и произошло название Mexico (см. ]]>5:05-5:55]]>). Мешики были умелыми ремесленниками, они производили яркие керамические изделия, создавали бирюзовую мозаику, были мастерами в обработке металлов и ювелирном деле. Говорят, что именно мешики основали Теночтитлан. К чему это я? А к тому, что первым правителем Польши который её и крестил был Мешко I, а вот до принятия христианства именовался он королём венедов. Какое-то непонятное созвучие… Мешко - мешики… Кстати своё название они обосновывают тем, что их верховного жреца звали Мешитли, а сами они прибыли с какого-то мифического острова Астлана. Астлан - «Страна белых цапель», или всё же страна аистов - Аст(ост, эст)лан(д)?. Сохранился кодекс миштеков из 5 книг который удалось прочитать, часть из них представляет собой ленты из древесной коры, а часть выполнена из кожи.

В 2014 году вблизи впадения реки Волк в Миссисипи ]]>нашли]]> древний корабль (990-1050 г.). Невзирая на то, что по конструкции он ну никак не был похож на скандинавский дракар то тут же ]]>по старой привычке]]> собрали совещание и порешили: - Коль на дракар не похож то наречем его кнорром. А в нём нашли старый сломанный меч и как расфантазировались: - Oй, говорят, там битва была аж жуть...

Наверняка кто-то и спросит причём здесь эсты и какое отношение они имеют к данной статье? Напомню - современные эстонцы себя до середины XIX века эстонцами не считали и называли себя люди земли (maarahvas) да и нынче они себя называют всего лишь люди Эстонии (eesti rahvas), за то теперь начитавшись современных учебников они приписывают себе все упоминания о древних эстах где-бы они им не повстречались. Жаль, ведь часть из них действительно имеет предков которые ходили и в те дальнии походы, вопрос только в том кем они сами себя в то время считали. Только вот незадачка выходит - предки наши совсем по другому к этому вопросу подходили. Вот всего одна ]]>строчка]]> из энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которая перечёркивает все их старания и гласит она следующее: ...эстов, как давних русских подданных, в старину часто приобщали к русским.

Хотя… - для европейцев все мы восточные невзирая на происхождение. Да и наши то историки... Молодцы конечно - откопали под Калининградом древний город эстиев (IV-VII век). В одном из захоронений нашли символ сокола как у Рюриковичей (см. ]]>29:57-30:24]]>), но всё туда же - не стесняясь пишут “неизвестный древний народ” (?). Это они перед кем отчитываются? Хоть бы попытались пробу днк сделать и определить где потомки живут, или не в XXI веке живём?

Испанец Энрико Мартинес, посетивший в XVI-ом веке Ливонию, нашел, что жители окрестностей Риги очень похожи на индейцев. Из чего заключил, что индейцы - выходцы из Ливонии. Наверное частично я бы с ним согласился, посмотрите на фотографию:

Ну и как Вам? А ведь это не индейцы… - это Куршские Короли.

Аусеклис, раскрашенный в цвета государственного флага Латвии, один из символов «Поющей революции».Есть у латышей свой так сказать национальный символ, называется Auseklis - символ утренней звезды.

О том,что подобный символ используют кареллы, чуваши, удмурты и мордва википедия указывает, а вот о том что это славянский символ алатырь стыдливо умалчивает.

А как Вам такой ]]>символ]]> у коренных жителей Америки? Его история ]]>здесь]]>.

Продолжение следует.

Нажмите Подписаться на канал, чтобы не пропустить наши новые видео.