О самопровозглашении

Наряду с темой взаимодействия между людьми вопрос самоидентификации является одним из моих любимых в социологии. Как обычно в ходе исследований мне НЕ важны ситуации, в которых всё идёт хорошо и правильно: работает — не трогай, то есть радуйтесь и не капайте никому своей радостью на мозги, единственное, что там может быть интересным для меня лично, так это вопрос сохранения устойчивости. Мне больше интересны ситуации в которых всё неправильно и плохо, то есть в которых нужно приложить усилия для их правильного разрешения, разворотить всего себя изнутри и всё там перепылесосить, после чего сложить обратно правильно, выбросив при этом ненужный хлам. И вот, опять же, одна из моих любимых ситуаций — когда некий субъект вместо наведения такого внутреннего порядка решил узаконить бардак присвоением себе определённого статуса (обычно на уровне духовных иерархий), провозгласил себя тем или иным солидным (в глазах общественности) словом. Например, человек с рядом лезущих наружу комплексов говорит: «Я — брахман!». Так и хочется спросить: «Да с какого такого хрена?». Почему так грубо? Да потому что если просто спросить «почему?», он ведь начнёт объяснять, рассказывать историю своего таинственного посвящения, как он однажды проснулся и понял природу вещей, вышел из физического тела, перелетел из постели на гору Фудзияма и принял участие в таинственном обряде назначения на роль брахмана — Верховного Учителя Человечества, а обряд проходил как раз в этот день, потому что тамошние монахи знали что Великий Учитель придёт именно сегодня. Это было написано в грёбаной книге пророчеств, которую никто никогда не видел, разумеется. Ну или он расскажет, как духи дольменов пришли и за стопариком водочки рассказали всё как есть, повесили на шею медаль, которой больше ни у кого нет, заняли денег в долг и куда-то исчезли, оставив после себя немытую посуду. Вот об этом кратко и поговорим, не о посуде, разумеется, а о таких вот самопровозглашениях.

Бывает, что человек не может справиться со своими внутренними психическими проблемами, а потому старается отыскать для них обоснование, придать им важность и значимость, причём не только в собственных глазах, но и в глазах других людей, чтобы хоть как-то оправдать своё поведение или свою деятельность. Простейший пример: человек — неудачник по жизни, ничего толком не сделал за полвека и оказался во власти «]]>кризиса середины пути]]>»… тут можно оговориться и уточнить, что неудачником он может оказаться не вполне по своей воле, а потому что у него судьба такая трудная, или воспитали его криво, но он этого сразу не осознал, не захотел разобраться и прогадил полжизни, после чего внушил себе, что поезд ушёл. Вот после этого самовнушения будем считать его «неудачником по убеждению». И вот, наш неудачник по убеждению встаёт на очень опасный путь, начинающийся с, казалось бы, безобидной мысли: «А может быть я просто такой особенный?».

Если подумать, то каждый человек особенный по-своему, потому что обладает рядом уникальных в своём неповторимом сочетании способностей, собственной судьбой и жизненной миссией, собственной системой представлений и взглядом на мир. Думаю, это очевидно, но опасность мысли «А может быть я особенный?» состоит как раз в том, что человек не принимает уникальности отдельных людей также уверенно, как он принимает свою уникальность. Он либо вообще считает всех остальных стадом, на всякий случай добавляя спасительную фразу «за редким исключением», либо кокетливо признаёт уникальность и важность всех людей, в умолчаниях подразумевая, что он лично — особенно важный («все люди равны, но некоторые ровнее»), то есть он как бы находится в другой плоскости. Чаще всего здесь можно увидеть ссылку на принадлежность к духовной касте, то есть касте просвещённых учителей и воспитателей в колыбели Земли. В редких случаях такой человек отнесёт себя к касте воинов или рабочих, потому что заниматься иждивенчеством и паразитизмом удобнее всего именно с позиции духовности.

Следом за первым опасным шагом начинается лавинообразный процесс фантазии, который на все 100% основан на притягивании за уши фактов из своей жизни. Человек вдруг вспоминает, что в детстве к нему относились как-то иначе, чем к другим детям, он опережал ровесников в развитии, играл в стороне от большинства ребят, раньше всех начал задавать взрослым сложные вопросы. Это обычное дело: когда одиночный частный факт возводится в закономерность с устойчивым проявлением. Фантазия, ложные воспоминания и острое желание быть особенным закручивают в голове картину, в которую сложно не поверить — и человек искренне в неё верит. Выполнив один раз контрольную работу раньше других, он спустя 30 лет уже вспомнит это как «я всегда раньше других завершал даже самые сложные задания в школе», будучи один раз обиженным ребятами во дворе, он вспомнит это как «я всегда играл обособленно, в гораздо более серьёзные игры, чем мои ровесники, с которыми мне было уже неинтересно тупо гонять мяч по полю». Увидев один раз «знак судьбы» в виде предостерегающего жизненного обстоятельства, которое уберегло от страшной трагедии, он будет считать себя «избранником небес», которого «высшие силы» готовят для чего-то важного, а потому защищают.


Напрашивается грубая аналогия:

пастух, вообще говоря, тоже защищает овец от волков с помощью ружья, собак или ограждения с воротами, а также выделяет и помечает какого-либо барана, особенно зрелого и сочного, для ближайшего ужина. То есть мне кажется странным, что люди часто воспринимают положительные при поверхностном рассмотрении обстоятельства в пользу своей избранности в хорошем смысле, а не в плохом. Склонность трактовать все события как положительные для себя лично — один из защитных механизмом искалеченной обидами и неудачами психики, является разновидностью ]]>склонности к подтверждению]]> (в данном случае человеку ведь нужно подтвердить свою исключительность).

Конец аналогии.


Воображение продолжает работать, и вот человек начинает уже открыто фантазировать, причём настолько неистово и яростно, что сам верит в свои фантазии. Кто-то выходил из тела и летал на другие планеты, общаясь с тамошними духовными иерархами (на самом деле спал под кайфом или просто увидел очень яркий сон), кто-то разговаривал с духами и получал от них прямые инструкции (на самом деле стоял на берегу реки с запрокинутой башкой и искал «закономерности» во всплесках воды, криках птиц и шорохе ветра, сопоставляя их с потоком своих мыслей и произвольно назначая им удобный смысл), кто-то воспринял двусмысленный взгляд какой-нибудь гадалки на рынке и её резкую остановку с поклоном перед ним как знак «понимания того обстоятельства, что перед ней «Верховный Жрец Ордена Пророков Ухтыжъё», что дополнительно будоражит фантазию и создаёт ощущение избранности, хотя гадалка как опытный психолог подобными жестами может успешно гипнотизировать всяких “лошков”, причём это далеко не единственный вариант заинтересовать человека своими услугами. Дополнительно бедолаге могут промыть мозги те, кто заинтересован в его шизофрении. Например, та же гадалка за деньги наговорит ему столько мутных мыслей, что их можно будет собрать в любую годную картину, интерпретировав их удобным для себя образом.

И вот, «осознав окончательно» свою исключительность, человек выбирает себе новое имя или название своего состояния. Может быть он лезет в какие-нибудь книги по индуистской философии и выбирает понравившееся слово (например, «брахман»), а может выбирает название на основе местных приданий своего народа или какого-нибудь уже существующего клуба неудачников на основе каких-нибудь Вед. Например, узнал про касты работников, купцов, воинов и магов, определил себя, разумеется к магам, а потом читает про них и их способности чтобы усердно изображать видимость принадлежности к этой касте, покупает себе какие-нибудь дешёвые кулоны на шею, заклёпки на штаны и на воротник… ну и заливает за воротник какое-нибудь священное пойло, приготовленное по древним рецептам из травы, сорванной в полночь на восточном склоне древнего кургана, в полнолуние, когда поднимается таинственный и мистический кровавый туман.

Бывает также, что человек выдумывает свою собственную иерархию и ставит себя в центр оной, затем распределяет остальных людей по степени близости к себе. Как бы то ни было, важной особенностью такого поведения является, ВНИМАНИЕ!, полный и намеренный отказ видеть в других людях ту уникальность, которую он видит в себе, а также намеренное приписывание другим людям тех недостатков, с которыми невозможно быть таким как он. При этом человек ОБЯЗАТЕЛЬНО имеет эти же недостатки в себе, но яростно их отрицает. То есть получается такая тотальная шизофрения: человек отрицает свои очевидные недостатки, переваливая их на других людей (тут уже не важно, есть они у других или нет), а себя считает непогрешимым. На людях он может признаваться в каких-то своих промашках, конечно, когда глупо отрицать очевидное, но он делает это так, чтобы промашки казались незначительными, не существенными, не относящимися к делу мелочами, а вот недостатки других людей (по сути те же самые недостатки, что у иерарха, но проявляющиеся иначе) — это свидетельства жуткого отставания в развитии, подтверждение неразумности, доказательство глубокой порочности поведения и фрагментарности мировоззрения.

Бывает, что такие люди объединяются в формальные или неформальные секты, внутри которых создаются искусственные условия для более комфортного самопровозглашения. Вот представьте, что одно дело, когда вы сами себе присвоили степень «магистра ноосферной академии», а другое, когда вам выдали «официальный» диплом, дающий вам этот статус. Получается, что здесь вы избавляетесь от внутреннего диссонанса, связанного с тем, что вроде бы нехорошо как-то самому себе статус назначать. А вот когда Высший Жрец на церемонии посвящения вручил такой диплом, то вроде как бы уже всё зашибись сразу. Может вы даже испытание прошли или экзамен. Скажем, постояли в чистом поле с шапочкой из фольги на голове, помахали руками и поорали три раза заученный наизусть стишок, а потом где-то вдалеке охреневшие от такого безобразия голуби решили свалить подальше от этого мракобесия, взметнувшись с криками ужаса ввысь, роняя перья — и в этом экзаменационная комиссия усмотрела вашу «Силу Земли». Вот тогда-то у вас есть все основания считать себя честным заслуженным обладателем статуса, потому что он теперь уже подтверждён на комиссии. В действительности же ситуация с внешним назначением статуса в таком случае аналогична самоназванию, человек прекрасно знает, что участвует в спектакле, где какие-то другие самоназванцы выдумали правила игры и он по этим правилам отплясывает свою кадриль, за что получает аккуратно распечатанную на принтере и заламинированную бумажку.

Вот где-то в этом месте, когда человек назначает себе название, то есть выполняет акт самопровозглашения, и происходит самое интересное, загадка, которая меня сейчас интересует больше всего: КАК человек это делает и при этом не испытывает диссонанса? ПОЧЕМУ он выбирает столь неадекватное и глупое решение своей проблемы, когда есть гораздо более простое, очевидное и гарантированно рабочее? ДЛЯ ЧЕГО ему это вообще нужно? ЧТО при этом происходит в голове на самом деле? И ДО КОЛЕ БУДЕ продолжаться этот детский сад? Я множество раз пытался общаться с разными людьми, страдающими самопровозглашением, даже обращался к приспешникам своей бывшей секты, чтобы узнать то, как у них получается называть себя разумными, делая всё то же самое, что и «неразумные обыватели». Я не смог ни у кого ничего узнать. В конечном итоге всё сводится к «Я брахман, и всё, потому что я брахман — ах!, и в офигительных штанах!»

Догадки и наблюдения

Очень важным здесь является то, как человек путает форму и содержание, это очень распространённая ошибка, о которой я постараюсь ещё написать отдельную статью.

Только лишь обозвав себя неким словом, человек считает, что уже обладает качествами, присущими этому слову. Происходит это обычно на основе «зацепки» за один из признаков. Как обычно, смысл я поясню, начиная с абсурдного искусственного примера, чтобы была видна суть ошибки.

Итак, человек видит, что некий спортсмен, который бегает 100 метров за 10 секунд (это считается очень круто, если кто не в курсе, это уровень Олимпиады), имеет две ноги, две руки и голову. Наш пациент видит, что у него ТОЖЕ есть две ноги, две руки и голова… значит он ТОЖЕ может пробежать 100 м за 10 с. Он теперь на основе этой «зацепки» в виде наличия общего признака с крутым спортсменом назначает САМ СЕБЕ статус мастера спорта международного класса! Подтверждать никому ничего не нужно, ведь очевидно, что если один общий признак есть, то и всё остальное будет таким же. Итак, это был абсурд… хотя я вынужден удивить читателя, данный пример основан на реальных событиях, но только там речь шла не о беге.

Теперь реальная ситуация. Подобная ситуация возникает тогда, когда человек в силу своей полной некомпетентности в определённой области считает, что добиться в ней некоторого известного результата очень и очень легко, а потому, ВНИМАНИЕ!, автоматически считает, что он УЖЕ является обладателем этого результата. Возьмём опять бег на 100 м. Допустим, наш пациент умеет бегать эту дистанцию за 11 секунд с четвертью, это всего лишь первый взрослый разряд, то есть полная фигня для большинства недавно начавших тренировки ребят с хорошим здоровьем. Кажется, что ускориться всего лишь на одну секундочку — это очень просто… и вот, человек уже всем рассказывает, что бегает дистанцию на мастера спорта международного класса. Увы, этот пример реальный, человек не знал, что для этой «секундочки» нужно проделать объём работы в полторы сотни раз превышающий тот, что он сделал за несколько лет тренировок, да и то не факт, что его физиологические особенности вообще подходят под данный вид силовой нагрузки. Другой такой реальный пример: человек пробежал 20 км, но всем говорит, что легко бегает 60. К сожалению, он не знает некоторых особенностей этой дистанции, о которых если бы знал, никогда бы не решился так нагло врать. В этих примерах человек помимо целой серии психических искажений попадает под эффект Даннинга — Крюгера, то есть не осознаёт собственной некомпетентности, что позволяет ему думать над сложными вещами в стиле «фигня вопрос» и под видом «небольшого» вранья («подумаешь, преувеличил на секунду, это же мелочь») выдавать себя за того, кем не является даже на тысячную долю от малой части процента.

Теперь следите за руками, как говорится, привожу ещё один реальный пример. Пациент прочитал биографию какого-нибудь человека, считающего себя особенным и много добившегося в жизни благодаря своей особенности. В этой биографии человек пишет о себе какие-нибудь отличия себя и других людей, сопровождающие всю его жизнь. Например, плохая / сносная учёба в школе и на 100% отличная в вузе («ого, прямо как у меня!»), обособленность от ровесников и ранняя склонность к философии («ух, прямо как с меня писал»), быстрая стремительная зрелость («ну, я тоже первым в школе у учительницы спросил что-то про Сократа, которого мы ещё даже не проходили») и ряд тяжёлых жизненных испытаний («пацаны оставили меня без конфет и сожрали всё сами, а потом ещё били палками, и ещё я рано потерял велосипед, который очень любил»). Общие признаки есть, причём там, где их нет, читатель биографии домыслит совпадения, притягивая свою жизненную драму к авторской и занижая его драму так, чтобы всё примерно совпало. Ну вот, дело сделано, если есть ряд общих признаков, то и способности тоже будут общими, а значит пациент будет считать себя не менее великим, чем этот человек. Доказывать ничего не надо, просто выполняется акт самопровозглашения, а доказательства читайте в чужой биографии.

Вот вы думаете, смешно, а сколько раз за время преподавания я слышал от студентов фразы: «Эйнштейн тоже на тройки учился!» и «Стив Джобс тоже с третьего курса отчислился»? Это всё из той же оперы, но пока ещё не так сильно запущено. А вот откровения некоторых сектантов и особенно их лидеров как раз являются вариантом предельной запущенности подобной перестановки формы и содержания.

Другая форма проявления того же самого дефекта состоит в том, что человек проникается мыслью известного человека и считает, что осознаёт всю её глубину, чем отождествляет уровень своего мышления с уровнем известного. Я приводил подобные примеры в разных статьях, например, в очень тупой (как я сейчас вижу), но чрезвычайно популярной у читателей статье про «]]>Эффект Даннинга-Крюгера]]>». В моей бывшей секте популярной является ссылка на Сократа, который говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого», обосновывающая то обстоятельство, что современники Сократа назвали его самым мудрым из людей. При этом ребята до сих пор думают, что поверхностное понимание этой фразы уже позволяет отождествить свой уровень мышления с мышлением Сократа, а вот другие люди, которые не в секте, нифига не понимают, что Сократ имел в виду, а следуют какой-то другой логике. Разумеется, любой из приспешников секты будет отрицать сказанное здесь, но по форме их поведения мне лично кажется, что я всё-таки прав. Повторюсь, что по форме судить нельзя, но так я и начал свои догадки с того, что сформулировал вопросы, ответов на которые не имею. Проблема есть, проявляется она самым ярким образом, и кажется, что можно за что-то уцепиться и увидеть причину, как это делается при отладке компьютерной программы. Но вот в этой задаче всё происходит как-то ОП! — и всё. Невозможно увидеть момент перехода от человека к самоназванцу. Причём, когда сам переход осуществляется, тогда возникает ощущение, что человек ВСЕГДА был таким, будто бы слово «брахман» ему написали сразу в свидетельстве о рождении. С другой стороны, одновременно с этим кажется, что это разгильдяй какой-то, и всегда им был, как будто так в свидетельстве и написали, случайно допустив в слове «брахман» 9 досадных опечаток.

Итак, человек по нескольким формальным совпадающим признакам идентифицирует себя с другим человеком (реальным или вымышленным), приписывая себе и все те свойства, которых изначально не имеет. Так, он может считать, что стать магом можно просто надев на башку колпак от настольной лампы, отрастив бороду и нацепив какой-нибудь символ на цепочке, обязательно поверх дедушкиной фуфайки, чтобы видно было. Для того чтобы стать разумным, ]]>достаточно видеть неразумность и ошибки других людей]]>, при этом можно совершать их в том же или даже большем количестве, обвиняя заметивших это в непроходимой и беспробудной тупости. Для того чтобы стать брахманом можно изобразить видимость отрешённости от мирских утех (непременно женившись на юной, лет на 20-30 моложе себя девушке, просто заговорив ей зубы всякой душевозвышенной ерундой… не осуждаю, но просто закономерность любопытная), сделать вид заботы о пробуждении человечества от спячки, а самому сидеть с утра до вечера на природе в загородном доме и думать о вечном, гоняя саке, травяные чаи, или даже местный самогон от дяди Валеры, в обмен на возвышенные беседы с ним о его жизни. При этом нужно не забыть натащить в дом всякого мистического ширпотреба из «лавки алхимика» — магазинчика алкаша Володи, нашедшего всю эту херню на помойке местного туристического лагеря.

Ещё одной важной отличительной чертой самопровозглашенца, в связи с описанным выше характером путаницы формы и содержания, является почти нулевая практическая значимость его деятельности. Люди, которые действительно чего-то добились, в первую очередь делали что-то и добивались результата (тут не будем говорить, хорошего или плохого, важно не это). Статус, особенности и умения этих людей происходили ИЗ той практической работы, которую они вели, их теоретизирования ПОДТВЕРЖДАЛИСЬ на практике в любом виде, соотносились с жизнью, а не были оторванными от неё, и они решали реальные задачи, причём любые — какие было нужно для достижения главной цели. В случае самопровозглашения всё наоборот: человек назначил себе искусственно ряд качеств и старается вписаться в них по внешней форме, при этом, не делая почти ничего на практике. Всё, что он реально пытается делать, получается не так, либо не получается вовсе. Естественно, что он всегда находит способ объяснить свои неудачи разными причинами, от него не зависящими, либо обвинить других в том, что его подставили, либо «не смог с духами договориться и задобрить их, потому что просроченный корм для духов в магазине подсунули, негодяи». Обычно дополнительным элементом в таком поведении является стратегия удовлетворения всех СВОИХ потребностей без особого сдерживания. Свои интересы ставятся на первое место, а остатки ресурсов после их удовлетворения уже тратятся на всё остальное. Ну, там, духов покормить…

Отличить самоназванца от реального деятеля можно как раз по практическому результату. Первый ничего не делает, а только мелет языком, назначив себе удобный статус ИЗНУТРИ, второй в основном что-то делает и не особо кичится какими-то статусами, разные статусы ему назначаются ИЗВНЕ по итогам труда. Разумеется, оценка такого труда проводится не дилетантами и не толпой. Человека просто «случайно» замечают нужные люди или иные силы, и берут в «]]>Институт]]>» на подходящую должность. Этим людям абсолютно пофигу на статусы, они просто работают. Другой способ отличия: объём болтовни. Бывает, что человек постоянно говорит о том, что что-либо знает, чего-либо добился, делится всякими историями, в которых выгодно отличается от «серой массы», кичится своими достоинствами, временами говорит намёками на тайные знания и посвящения, любит уходить в темы, по его словам, «недоступные плебсу» и усиливать свои намёки на причастность к неким инсайдерам, влияющим на мир (людям, работающим внутри (inside) высокой управленческой структуры, куда вход «кому попало» закрыт), при этом такое хвастовство явно не вписывается в тематику разговора и создаёт ощущение искусственной вставки для выпендрёжа. Знайте, перед вами по статусу не брахман, а детородный орган моржа. Человек он может быть и хороший, но свой формальный статус он обозначил неправильно, вы можете помочь ему его подправить всего тремя буквами.

В жизни самопровозглашенец обычно говорит о каких-то проектах, планах, выполняет грандиозные построения, нацеленные в будущее, а на деле живёт так, как будто он своих целей УЖЕ добился и теперь может отдыхать и наслаждаться. Человек ходит в увлекательные походы в «места силы», устраивает пикники на природе, организует разные встречи чтобы поболтать, лежит в гамаке или загорает на пляже, обязательно сопровождая всю эту деятельность разговорами о том, как всё будет хорошо когда его планы реализуются. А иногда он и вовсе говорит, что его задача — начать, но реальных целей добьются уже его последователи лет через 200-300 (очень удобно!). Однако время идёт, разговоры становятся всё более фантастическими, но в реальности дело стоит на месте, потому что моржу нужно искупаться в бассейне с целебной водой, принять грязевые ванны, усладить обоняние разными благовониями, а тело — массажем, и сделать много другой полезной работы, отнимающей всё время. Это естественно, ведь человек смотрит на свои идеи как на способ более качественно удовлетворять свои потребности, а зачем тогда реализовывать эти идеи, если удовлетворять эти потребности в сытой и здоровой жизни можно и так, просто удерживая интерес паствы к себе через задушевные разговоры. Ведь уже всё желаемое достигнуто, и молодая жена всегда под боком, а то и другие наложницы из паствы появились. Красота. Главное продолжать болтать о светлом будущем и под это дело стричь своих овец (в денежном или энергетическом смысле).

Заключение

Итак, вот какова внутренняя реакция моего мозга на разные самопровозглашения, которую я, разумеется, никогда не оглашаю собеседнику, потому что стараюсь его всё-таки сначала понять. Мне всё-таки важно разобраться в какой момент и почему в его голове происходит этот грёбаный стыд. Вот примеры адекватных, на мой взгляд, но все же неправильных реакций.

— Я брахман.
— Да с какого такого хрена?

— У меня два духовных посвящения и третий уровень выхода в астрал.
— Свали от меня в свой астрал.

— Я родился на этой планете чтобы пробудить людей от спячки.
— Хреном тебе в глаза, если это так.

— Духи дольменов сказали мне какую-то херню.
— Ну так и зашибись теперь!

— Приглашаем на сцену заслуженного академика пяти академий, почётного рыцаря Светлого Братства, крупного учёного и автора полутора тысяч научных статей, пятидесяти монографий и библии Садовника, проводника в мир духов, медиума и экстрасенса, незаурядного предсказателя глобальных исторических процессов и единственного человека, свободно читающего послания Незримого на холодном песке…
— Ё-моё! А можно как-то побыстрее уже представить этого оленя?

Есть, правда, и другое препятствие, которое не позволяет мне разобраться в теме: если я начну задавать правильные вопросы такому вот самоназванцу, то человек обидится и перестанет отвечать, может начать вредить мне или другим людям, поведёт себя просто неадекватно и с ним нельзя будет взаимодействовать даже по тем вопросам, которые не связаны с его самоназваниями (например, копать яму). Короче говоря, хочется начать разговор так, как приведено в пяти диалогах выше, и такое начало способно в принципе раскрыть некоторые карты собеседника сразу (если правильно и с нужным выражением при этом употреблять великую русскую брань), но ведь нельзя же так!

А вы знаете, что в этом случае делать? Пишите, мне интересна эта тема.

Подписаться на секретный telegram-канал, чтобы не пропустить эксклюзивную информацию, не представленную больше нигде.