Критика ценностной системы современного общества

Именно это, а не достижения науки, новые технологии, какие-то иные, сами по себе, способы организации общественных институтов и т. п., должны стать фундаментом для построения того самого, свободного от войн, бедствий и прочих проблем современности, общества, истинного общества будущего.


Не приняв этой самой системы ценностей, не неся внутри себя истинно правильный взгляд на мир, человек не будет понимать, для чего нужен каждый компонент в этом мире, каждая деталь или идея, не будет представлять себе, как и для чего могут и должны быть использованы все эти новые передовые технологии и т. п. По сути, общество, напичканное сверхпередовыми технологиями и оснащённое моралью средних веков, обречено быть шизофреническим обществом, где люди представляют собой лишь винтики гигантской машины, ориентируясь в узком сегменте близкой им в профессиональном и социальном плане ниши, и не будучи в состоянии себе представить некую целостную, главную цель всего этого сложномеханического мира, не в состоянии отыскать в нём человеческое содержание. Написаны кучи книг, авторы которых предостерегают человечество от опасности, которой оно подвергает себя в связи с отставанием культурного, интеллектуального, личностного развития от развития технологии.

Представить себе мир, в котором миниатюрные роботы, генетическое оружие и технологии манипуляции сознанием попадают в руки всех этих террористов, фанатиков, криминальных деятелей, заполоняющих современное общество, действительно страшновато. Однако при всём при том авторы этих антиутопических страшилок и предостережений очень плохо отдают себе отчёт в том, насколько эта проблема связана не какой-то там абстрактной общественной моралью, не с проблемами вредных идеологий, пагубных традиций, амбиций политиков и групп, даже не с какими-то мифическими и скрытными психическими особенностями, коренящимися где-то в подсознании людей, а с проблемами, лежащими на уровне обыденной, житейской психологии, с теми установками, которые закачаны в головы подавляющего большинства общества. И именно эти установки и ценностные приоритеты, которые многим людям представляются практически само собой разумеющимися, представляют собой главную проблему и главное препятствие на пути построения счастливого и отвечающего лучшим устремлениям людей мира. Подвергнем более подробному анализу все эти вредные штампы и стереотипы и покажем их ценностную основу.

  «Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным… необходимо все большее понимание важнейших фактов нашего социального бытия; необходимо осознание, которое сможет предохранить нас от непоправимых безумств, … повысив нашу способность к объективности и разумному суждению»
Э. Фромм «Бегство от свободы»

Каким же идолам привыкли поклоняться люди, живущие в современном мире? 
Прежде всего, это идол «пользы», которую каждый человек определяет для себя сам. Этот идол «пользы» развил ещё более пагубные свойства в последнее время в комбинации с идолом «свободы» и индивидуализма. В чём смысл этой так называемой «пользы»? Этот смысл в том, что любая деятельность, согласно поклоняющимся этому идолу эгоистам, должна быть направлена прямо на удовлетворение тех или иных потребностей. Этих или других эгоистов.

Абсурдность этого идола «пользы» очевидна, т. к. именно этот идол приводит нас к краху, вызывая повсеместное уничтожение природы, абсолютно бездумную растрату ресурсов, в особенности исчерпаемых нефти и газа, стимулируя, вместе с тем, удушение программ фундаментальных научных исследований, в частности, изучение космоса, и нанося ещё много огромного вреда. Миллиарды несчастных людей, живущих на планете, видят смысл своей деятельности в принесении себе или другим «пользы», в удовлетворении тех или иных потребностей, не замечая, что значительная часть этой деятельности совершенно бессмысленна или вредна. Вместе с тем лишь очень немногое число людей на планете понимают, что «польза» сама по себе не имеет абсолютно никакого смысла, поскольку, не проявив разума, человек просто не в состоянии понять, какова на самом деле польза или вред от сделанного им выбора. Культ идола «пользы» - это всеобщая безответственность, когда люди, движимые своими эгоистическими импульсами и ослеплённые своими амбициями, настаивают на совершенно глупых и абсурдных требованиях, нанося тем самым вред, как себе, так и остальным людям.

В век эгоизма и индивидуализма люди свято приучены к тому, что главное – это не сделать разумный выбор, главное – отстоять свою точку зрения и свои требования в столкновении с точками зрения и требованиями других. Проследив корни идола «пользы», мы неизменно придём к тому, что они лежат в эмоциональном восприятии мира, в привычке бездумно потакать желаниям, в определении смысла жизни как получении удовольствий и чувственного наслаждения. Эти императивы заставляют эгоистов глушить свой разум, поскольку осознание собственной неправоты нарушает их эмоциональный комфорт, который они ценят превыше всего. Как это ни парадоксально, для людей подобного склада (а их большинство!) гораздо легче сохранить свои радужные иллюзии, чем признать свои ошибки. Соответственно, такой человек очень часто и защищает в качестве чего-то полезного совершенную чепуху. Ошибочно представляя основной и чуть ли не единственной необходимой задачей людей «удовлетворение потребностей», люди теряют истинные задачи и истинно необходимые ценности, такие, как саморазвитие, самореализация, познание и поиск новых возможностей в этом мире. 

К сожалению, пагубные последствия поклонения идолу «пользы» проявляются всюду и в повседневной жизни людей. Именно это заставляет их расписывать свою жизнь по минутам, на ходу и на бегу принимая решения, жёстко отсекать по этим самым критериям «полезности» многие вещи, не пытаясь в них хоть сколько-нибудь разобраться. Жизнь человека-автомата, который сам превратил себя самого в раба своей рационализированной «полезности», вряд ли можно считать хорошим примером для подражания. Очень часто, прожив многие годы в таком темпе, человек случайно открывает вещи, отброшенные им за «ненужностью», и понимает, что они на самом деле намного важнее и полезнее, чем та программа, которую он выполнял и те цели, которых он достиг. Однако даже люди, не доводящие своё поклонение до крайности, наносят огромный вред, как самим себе, так и остальным, руководствуясь критерием «пользы». На самом деле единственным решением этой проблемы является отказ от того, чтобы принимать решения на основе своих эгоистических импульсов, отказ от того, чтобы фильтровать вообще окружающий мир, включая всю поступающую информацию – из книг, газет, от знакомых и т. п. по этому критерию.

Поступая так, вы делаете себя рабами своего узкоэгоистического взгляда на мир и выбираете добровольное заточение в маленькой каморке-нише информации, отгороженной от всего остального мира. Критерий «полезности» не может быть оправдан ничем. Вместо того, чтобы следовать этому критерию, вы должны попытаться открыть для себя в каждом случае и в каждом моменте вашей жизни понимание вещей, вместо того, чтобы ограничивать своё восприятие, вы должны дать свободу вашему разуму, свободу свободно изучать всё, свободу познавать всё, что представляется интересным – интересным без всякого корыстного или эгоистического мотива, интересным просто, самим по себе. Человек, руководствующийся критерием «полезности», подобен слепцу, блуждающему во тьме, и на ощупь хватающему некие предметы, сразу же крича «это моё!», вне зависимости, действительно ли этот предмет ему нужен, и не представляя, что он с ним может сделать. Человек, следующий разуму, имеет зрение, и поэтому способен оценить назначение каждого предмета и определить ценность, которую тот может представлять. 

Второй идол, которому слепо поклоняются в современном обществе – это идол любви. Несмотря на то, что про любовь саму по себе нельзя сказать ничего плохого, поклонение идолу любви и провозглашение её высшей ценностью имеет, безусловно, вредные и пагубные последствия. Превозношение любви и чувств вообще имеет, безусловно, корни в том, что люди привержены к восприятию мира через эмоциональную сферу. Любовь в современном мире не имеет никакого рационального обоснования. Поэтому людей заставляют слепо кидаться на алтарь, принося себя в жертву этому идолу, кидаться бездумно, и естественно, что подобное кидание зачастую приводит к тяжёлым разочарованиям и прочим неприятным последствиям.

Люди настолько слепо уверены в важности чувств и в том, что именно чувства должны определять всю их жизнь, что у них даже не возникает мысли усомниться в столь глупой догме. На самом деле, безусловно, все чувства имеют базу в виде рациональных представлений, однако догма, заставляющая смещать центр тяжести в эмоциональную сферу, нарушает правильный порядок вещей, и, вместо того, чтобы сначала подумать, а потом проявлять чувства, люди поступают совершенно бестолковым образом – они представляют, как было бы хорошо, если бы…, и в угоду чувствам создают иллюзорные представления, представления, искажённо показывающие действительность. Именно эти представления, ослепляя их, делают несчастных лёгкими жертвами всяких передряг, о которых так много показано в мыльных операх. 

Поклонение идолу любви заставляет людей не различать мнимой и истинной любви, вообще отказываться от любви, занимая высокомерную циничную позицию, убивать жизнь на поиски любви или её замены, фактически изводя и мучая себя размышлениями о её нехватке и т. п. Единственным излечением от этих неприятностей является опять же – дать волю разуму, предотвратив тем самым вероятность самому стать жертвой либо источником проблем для других, ощутить свободу, заменив эфемерное счастье поисков любви на истинное счастье, счастье быть собой и поступать в соответствии со своим пониманием мира, а не под диктатом эмоций. Только обращение к разуму позволит человеку испытывать истинные чувства, чувства, которые будут всегда с ним, которые не надо где-то выискивать, чувства, которые будут относиться к реальным людям и реальному, а не иллюзорному миру.

Следующие идолы, поклонение которым несёт вредные и пагубные последствия – это идолы с названиями «вежливость», «тактичность», «толерантность» и т. п. Корни этих идолов также лежат в слепой приверженности людей эмоциональной сфере. Пагубное влияние этих идолов сказывается везде и всюду, особенно в среде, где главенствуют т. н. «либералы», подавляющие свободу всех и готовые заткнуть всем рот ради сохранения атмосферы лицемерия и двуличности. Первейшее свойство, которое стремятся обеспечить себе в отношениях с людьми эгоисты -–это соблюдение т. н. «правил приличия», которые выражаются в необходимости остальных угождать этим эгоистам.

Как правило, эгоисты придерживаются жёстко догматических традиций, то есть, схем поведения, манер, привычек и т. п., которым они, в угоду своему эгоизму, заставляют следовать других. Любимое занятие эгоистов – это бессмысленная пустая болтовня, вся цель которой – это развлечь себя лёгкими и не напрягающими мозг разговорами, провести время, то есть доставить себе эмоциональный комфорт.

Безусловно, ни один нормальный активный человек не станет считать идеалом подобное никчёмное времяпрепровождение и подобные никчёмные устремления. Тем не менее, эгоисты всегда непробиваемы в своей уверенности, что единственная цель всей их жизни вообще, и диалогов с другими людьми в частности – это доставить себе удовольствие, и, что хуже всего, это «удовольствие», как правило, сочетается с полным отключением всяких мыслительных усилий. Поэтому, действуя со своей позиции о приоритете своего бессмысленного (в буквальном смысле) эмоционального комфорта над любыми проявлениями разума, эти эгоисты всегда прилагают усилия к подавлению всего, что связано с разумной оценкой действительности. Любой человек, который будет возражать эгоисту, сказавшему явную глупость, будет обвинён в нетактичности, невежливости, «неприличном» поведении и т. п. Если же он будет продолжать настаивать на своей точке зрения, то будет назван хамом и другими нехорошими словами, после чего эгоист постарается всем своим поведением показать, что ничего общего не хочет иметь с тем, кто пытался критиковать его с позиции разума.

К сожалению, ядовитая атмосфера лицемерия, двуличия и взаимного угодничества глубоко проникла в людей, живущих в современном обществе, и царит на всех уровнях и во всех его слоях (особенно в среде т. н. «элиты»). Эгоисты на всех уровнях, испытывая недостаток искреннего проявления чувств и не умея находить с людьми действительное взаимопонимание, терроризируют окружающих своими требованиями формального проявления вежливости, дежурных улыбок и т. п.

В обществе эгоистов совершенно обесцениваются не только ум, способности и личные качества людей, но и истинные чувства, не проникнутые лицемерием и неискренностью. Людей заставляют скрывать свои истинные чувства, их «учат» тому, как они должны себя вести, как к кому относиться, в каких случаях улыбаться и говорить комплименты и пр., в результате чего у многих людей наступает полнейших разлад во внутренней сфере, возникает большое число комплексов и становится необходимой психологическая помощь; другие же, напротив, под давлением этой лицемерной атмосферы и поощряемые выдрессированной «тактичностью» и «толерантностью» со стороны других, дают волю своим негативным эмоциям и становятся на путь проявлений, бросающих вызов обществу – ведут себя как хулиганы, нарочито агрессивно и специально нарушая все нормы «приличия».

Совершенно вредной фикцией, приводящей к полностью обратным результатам, является и т. н. «толерантность». «Толерантность» порождает огромный спектр негативных проявлений, каждое из которых имеет пагубные последствия. Прежде всего, «толерантность» ставит на одну доску любых грабителей, хулиганов, бандитов и людей, от них пострадавших, т. к. подменяет наглое и неприкрытое нападение одних на других просто словом «конфликт». «Толерантность» говорит лишь о том, что в обществе существуют проблемы, связанные с конфликтами одних людей и других, ничего не упоминая об их причинах. Точнее, в качестве причины предлагается именно отсутствие этой самой «толерантности».

В результате раздуваемая толерантность наносит ущерб именно тем людям, которые и так не привыкли вести себя наглым образом и нападать на других, поскольку проповедники «толерантности» чуть ли не хватают их за руки и отказывают им в правах на защиту от посягательств бандитов. Бандитов и хулиганов, естественно, они никогда не сделают «толерантными», те будут просто плевать на эту «толерантность» и ещё больше наглеть от безнаказанности. Любому нормальному человеку понятно, что человек должен получать адекватную реакцию на свои действия, потому что только адекватная оценка окружающих способна сформировать в нём правильное представление о мире и научить адекватному поведению.

Неизменно же смазанное «толерантное» отношение не предоставляет такой адекватной реакции и отвращает людей друг от друга. Так же, как и в случае с «вежливостью», «толерантность», т. е. сдерживание своей реакции на поведение другого, приводит к изоляции людей и обесцениванию истинно тёплых и дружеских отношений между ними. «Толерантность» приводит людей к равнодушию, к тому, что намного проще отмахнуться от любого человека, или отделаться дежурной улыбкой на любые его выходки, чем попытаться найти с ним контакт, попытаться понять, попытаться помочь ему, возможно, в тех или иных проблемах.

«Толерантность» проходит к тому, что человек проходит мимо любых преступлений, никогда не пытается бороться против несправедливости, лжи, против любых негативных проявлений. «Толерантность», разъедающая современное общество приводит к тому, что все спокойно и безынициативно смотрят на любые безобразия, на любые нарушения, на любую, даже касающуюся их самих и их близких, несправедливость, сокрушаясь неизменно по этому поводу и ругая правительство, которое никак не может «ничего с этим сделать» и до сих пор ещё «не приняло меры». «Толерантные» граждане спокойно дают взятки чиновникам, смотрят сквозь пальцы на то, что их знакомые – воры или торговцы наркотиками, не реагируют на то, что две трети денег, выделенных на ремонт их дома, украдено и т. п. «Толерантный» гражданин уверен, что не его дело с кем-либо или с чем-либо бороться, не его дело во что-либо вмешиваться, не его дело судить чьи-либо действия.

Более того, на самом деле эта вот «толерантность» в эгоистическом обществе оборачивается своей полной противоположностью – а именно – травлей людей, которые хоть чем-то не похожи на других или хоть чем-то нарушают порядок, сложившийся в той или иной группе. Взамен адекватной оценки человека и выражения к нему истинного отношения, «толерантность» заставляет людей следовать групповой оценке, оценке т. н. «общественного мнения», которое готово всегда осудить любого, всегда попытаться приклеить на него ярлык «изгоя» и выбросить из общества. Что интересно, именно такую картину мы видим сейчас в мировой политике, где главенствует «оплот демократии» США. «Толерантность» заставляет людей следовать принципу уравнивания, следовать логике, главное в которой – «не высовывайся», «будь таким, как все».

Именно этот принцип уравнивания заставляет людей набрасываться на любого, кто попытался высказать хоть малейшее сомнение в этом принципе, хоть как-то выделить себя из общей массы, хоть как-то отойти от господствующих настроений. За неимением своего собственного мнения, которое запрещено проявлять в обществе «толерантности», люди руководствуются лишь общественной оценкой, оценкой, главный критерий в которой – не идти против. Затхлая атмосфера эгоистического общества сплошь и рядом создаёт ситуации из фильма «Чучело». Несчастные люди-эгоисты обречены влачить своё существование в группировках таких же эгоистов, в которых все задавлены «общественным мнением» и принуждаются «быть попроще», т. е. не проявлять никаких собственных мыслей и мнений, которые могут быть расценены как неприятие позиции других.

Единственным выходом из этой печальной ситуации является отказ от эмоционально-эгоистического восприятия мира и пробуждение своей собственной личности и своего разума. Каждый из нас должен занять активную жизненную позицию и приложить все усилия для разрушения ложных ценностей эгоизма. Следует побороть в себе вредную и пагубную привычку держаться в фарватере общественного мнения, относиться к людям в зависимости от мнения, высказываемого эгоистами. Следует неизменно отстаивать свою позиции и те принципы, которые являются правильными, не поддаваясь на любые уловки и давление эгоистов. Следует ПОМНИТЬ, что истинно бесконфликтное сосуществование людей на нашей планете возможно лишь на основе взаимопонимания и отказа от эгоистических порывов, необоснованных амбиций, глупых претензий, истинно бесконфликтное и отвечающее стремлениям людей общество можно построить лишь на основании диалога и достижения правильного, объективного представления о вещах, а не методом простого заставления других безропотно принимать свои глупые эгоистические требования. 

Ну и ещё один идол, которого можно упомянуть в этой теме – это идол имиджа. Совершенно глупая вещь, которой, тем, не менее, все стараются следовать, заставляет людей напяливать на себя те или иные роли и вести себя неестественно, так как подсказывает им впечатанный в их сознание стереотип. В связи с этим идолом можно упомянуть много сторон. Бездумно поклоняясь этому идолу, люди ставят себя в глупое положение – чиновники сидят, надувшись, как индюки, чтобы придать себе важный вид, политики растягивают рот до ушей и оскаливают зубы, становясь похожими на щелкунчиков на своих фото перед выборами. Этот же стереотип утверждает, что девчонка должна быть обязательно «клёвая и прикольная», а парень – непременно «реальный и крутой». Имидж становится для людей заменой их собственного «я», неким таким стандартным инструментом самоидентификации и идентификации себя в обществе. Выпадая из своего имиджа, люди просто чувствуют себя не в своей тарелке.

Причина этого поклонения идолу имиджа лежит в особенности поверхностного, бездумного эмоционального восприятия. Несмотря на то, что пословица гласит «встречают по одёжке, а провожают по уму», на деле в большинстве случаев люди ограничиваются поверхностным впечатлением, впечатлением, которое выдаёт им их эмоциональная сфера, чувственное восприятие, эстетическая оценка. Поэтому важными для них становятся именно та самая одёжка, манеры и гримаса, состроенная на лице. Да, гримаса становится заменой истинного отношения человека к тому или иному событию, заменой истинных переживаний и истинных мыслей. Привыкая к этой гримасе, человек даже уже и не пытается думать и переживать самостоятельно. Из всех гримас, выделяемых этим идолом, наиболее предпочитаемой им является гримаса веселья. Большую часть своего существования общество эгоистов должно быть пропитано весельем. Неважно, будет ли это веселье показным, всё равно – веселиться – хороший тон.

Точно так же, как это общество предпочитает всякую мишуру, красивые шуршащие обёртки, привлекательный дизайн (несмотря на то, что внутри может быть грубейшая подделка), оно делает элементом этой всеобщей наигранной атмосферы красивости и людей. Несмотря на свою, ну на первый взгляд, безвредность, идол имиджа также играет пагубную роль. Этот идол распределяет заранее, что должно быть хорошо, а что плохо, что должно быть классно, на высшем уровне, образцом для подражания, что не должно. Не каждый человек найдёт в себе силы сопротивляться идолу имиджа и доказать, что его вещь – не хуже, а даже куда лучше и правильнее по содержанию, чем т. н. «лучший» стереотип. Этот идол приучает людей обращать внимание лишь на форму, на поверхностные свойства, которые, как правило, используются для скрытия свойств куда более существенных.

Разве нормальной является ситуация, когда президент страны выбирается не по той программе, которую он предлагает, не по своим способностям, а по имиджу, по своему парадному портрету на плакате и т. п.? Идол имиджа стимулирует обман, внушая многим веру во всесильность политтехнологий, пиара, рекламных акций и т. п., даёт соблазн заменить неприглядное содержание красивой обёрткой. И дело здесь даже не в честности или нечестности политиков, бизнесменов и т. п., дело в том, что идол имиджа имеет свою основу, как и все остальные идолы в базовых свойствах мировоззрения людей, их подхода к восприятию вещей вообще.


«Думать – не развлечение, а обязанность»
Стругацкие А. и Б. «Улитка на склоне»

Итак, в этой статье мы рассмотрели часть тех вредных догм и стереотипов, которые одолевают современное общество, и показали, на каком пути следует искать замену тем ложным ценностям, которые засели нынче в умах людей. Постепенное преодоление отсталости и средневековой морали возможно только через внедрение объективного взгляда на вещи, через переход к разумному восприятию мира, через научение людей думать, вместо того, чтобы бездумно подчиняться своим желаниям. Разум, получивший уверенность через осознание своей правоты в понимании мира, никогда не вернётся к рабскому подчинению эмоциям, вытесняющим личность в человеке в подземелье подсознания, и связывающим её там всякими догмами, запретами, иллюзиями и пр. Разумный человек никогда не променяет истинную свободу на бездумное существование на пути потакания всяким своим навязчивым идеям и комплексам. 

На самом деле очень просто увидеть нелепость этих отсталых стереотипов и, поняв, изменить просто один раз себя, свою психологию и своё видение мира. И сделать тем самым шаг в мир будущего, увеличив численность населения этого мира на одного человека. Однако сложно будет не жить, подчиняясь этим принципам, самому, а бороться с невежеством и непониманием представителей окружающего мира, не осознавших этих простых вещей и не понимающих тебя, продолжающих бестолково спорить, что-то доказывать, пытающихся впихнуть всюду свои амбиции, не понимая очевидную бессмысленность своей суетливой и неправильной деятельности и непродуктивность общения с другими людьми. Более того, многие из этих представителей будут рьяно защищать все эти вещи, представляя их себе чем-то вроде священной коровы и обвиняя тебя в посягательстве на эти архаичные стереотипы и неследовании им. Такова ситуация, с которой столкнулся я сам (как и многие люди до меня), однако очевидность того, что все эти глупые вещи должны быть изничтожены, не оставит никаких надежд тем, кто сегодня ещё продолжает за них цепляться.

]]>Источник]]>

 

Загрузка...
Развернуть комментарии