Камни дораскольной Руси. Часть 2

Автор продолжает исследовать надписи на камнях, которые сохранились в некоторых русских монастырях с дохристианских времён. На них видны разные по времени нанесения знаки, часть из них походит на тайнопись,  а некоторые письмена очень близки к письменности Велесовой Книги и древнему санскриту...

 

В первой части мы посмотрели наиболее впечатляющие образцы надгробных плит Лужецкого монастыря и на детали элементов их оформления. Впечатляющие именно своей эстетикой и сохранностью надписей и рисунков. Все они могут быть датированы серединой 17-го века и практически снова ушли  в фундамент храма преподобного Ферапонта Можайского.

Однако в ассортименте плит есть и более старые образцы. Они не столь эстетичны, но не менее интересны.
Посмотрим например вот на эту.

50


Следы розетки и бордюра едва прослеживаются. Надпись практически процарапана, хотя и довольно аккуратно и при этом выглядит новее самой плиты.

Вот еще. Тут почерк еще менее аккуратен.

51

А тут впечатление, что на старой плите учились писать.:) Буквы сильно напоминают письменность берестяных грамот Новгорода. А может они того же времени? А берестяные грамоты, как мы помним, это 9-15 век. Может быть — гадать не будем.

52

Вот еще пример из той же серии.

]]>]]>56]]>]]>

Впрочем это могут быть и брак и черновики или учебные образцы :)
Ясно одно.
Использовались старые плиты и качество самого орнамента явно не ученическое.


Есть образцы промежуточные, например вот этот. Тут есть намек на качество, но оно несравнимо с плитами 17 века.



И снова мы видим, что узорный рисунок более качественный и явно старше.
Вот тут это видно лучше.

]]>]]>53]]>]]>


Следующий образец уникальный для собрания плит Лужецкого монастыря.

Плита, детально описанная еще Фоменко и Носовским в книге «Тайна Русской истории». Парное захоронение двух младенцев - Андрея и Петра Климентьевых. Младенцы почили в 1641 и 1643 годах.
 

Надгробие неканоническое и мы не видим тут вилообразного креста, но сделано очень качественно, причем  и узор окантовки и буквы явно делались в одно время и одним мастером.

Судя по состоянию, эта плита довольно долго находилась на воздухе, прежде чем лечь в фундамент.
Впрочем у меня нет уверенности что плита там вообще была. Выставлена она в некрополе с другой стороны собора и возможна его частью и являлась.

Что мы можем сказать, посмотрев на эти снимки?

1. Еще до Раскола существовала практика надгробия без вилообразного креста, о чем говорит плита Клементьевых (40-вые годы 17-го века). При этом орнамент окантовки присутствует неизменно.
2. Практика надписи на плитах — более поздняя традиция. Т.е. содержание надписи (христианская эпитафия) не стоит отождествлять с рисунком — это разные традиции.
3. Изначально ненадписанные но узорные плиты могли изготавливаться в отдельном производстве и возможно значительно раньше чем были применены в дело.
4. Самые старые по износу и вероятно по времени изготовления плиты имели более простой зубчатый орнамент окантовки в противовес более позднему — витой трехжгутовой волне.



Неочевидное но вероятное

Теперь несколько примеров из области скорее гипотез и загадок.

Вот например воистину чудиновский образец. :)
Осколок плиты с очень качественной вязью а по краю мы наблюдаем полустертые мелкие письмена.


]]>]]>54]]>]]>

Вот снимок другой половины этого камня.
Буквы менее заметны, но то, что надпись тут продолжена видно довольно хорошо.


]]>]]>55]]>]]>

Какие гипотезы?
Возможно имеет смысл тщательнее осмотреть и отфотографировать края других плит.
Случайные ли это надписи?
Когда сделаны?
Что там могло быть написано?

В общем тут сплошные вопросы.

Что интересно — тут мы наблюдаем явные хотя и малозаметные направляющие линейки для письма.
Стоит отметить что в большинстве надписанных образцов таких линеек нет. Это вовсе не значит что мастера работали влёт без направляющих, скорее оные просто стерлись от времени так-как изначально делались максимально незаметными.

Замечание про направляющие важно для рассмотрения следующего образца.


]]>]]>57]]>]]>

Первая мысль которая возникает — какие четкие и ровные направляющие тут сделал мастер.
Но возникает вопрос  — зачем?
Это почти пропилы, и линейки (если это они) много толще самих букв или сравнимы с ними.
Сомнительно, что это направляющие.
Тогда что?

Посмотрим детали и поиграем со снимком методами В.А. Чудинова.
Проявим то, что можно проявить.




Забавные черты и резы :)
Конечно, это можно списать на брак или ученические эксперименты, но можно посмотреть и иначе.
Характер надписи нам явно что-то напоминает.
Покрутим ее всяко, чтоб понять ее истинное положение на плите.








Вариант 3 особенно интересен, тем более что по положению остатков орнамента на плите (а она сильно повреждена) именно такое расположение надписи ближе всего к правильному.

Видите на что это похоже?
Такой вариант лигатурного письма «под чертой» характерен для... Велесовой Книги и деванагари — письменной форме древнего санскрита.




Еще такую технику записи приписываю харийской каруне — одному из четырех видов древней письменности ариев.

Вот такие дела :)

Я не делаю никаких выводов
Смотрите сами!
Это только предположение, но, очевидно что артефакт требует серьезного изучения.
Возможно в ста километрах от Москвы на открытом воздухе лежит образец  древнейшей письменности, существование которой так тяжело доказывается сторонниками ее существования.

см. также Камни дораскольной Руси. Часть 1

]]>]]>Источник]]>]]>

 

Загрузка...
Развернуть комментарии