Пиарщики вермахта - организация войск пропаганды

В этом материале речь пойдет не о российских либералах или неовласовцах (как можно подумать из названия). Нет, речь как раз о тех, кто создавал не только красивые эсесовские мундиры (привлекая к работе германского дизайнера Хьюго Босса), но и продумывал рекламную компанию вермахта. То есть – армии нацистской Германии.

Большинство появлявшихся в печати во время Второй мировой войны немецких фотографий были сделаны пропагандистскими ротами — специально созданными подразделениями вермахта. Многие снимки изображают немецкого солдата как безупречно воспитанного и дисциплинированного бойца, несущего свет культуры на «дикий» восток и противостоящего нашествию варварских орд. Посмотрим, кто занимался производством таких фотографий, насколько эти снимки соответствовали действительности и в каком контексте их необходимо рассматривать в наше время.

Репортёры или идеологи?

Долгие годы об этих войсках рассказывали лишь сами служившие в них солдаты, а взгляд со стороны отсутствовал. После войны многие служащие рот пропаганды (РП), а также руководитель отдела пропаганды вермахта Хассо фон Ведель публиковали мемуары и писали статьи, в которых пытались оправдать РП и отделить их от преступного национал-социалистического государства и его идеологии, представив роты как независимый объективный источник, показывавший миру правдивую реальность. Созданная в Гамбурге в 1951 году организация Wildente («Дикая утка») объединила в своих рядах ветеранов РП и стремилась показать их свободными от идеологического давления репортёрами. Однако недавние исследования историков Даниэла Юзиэла и Бернда Болля доказывают, что служащие РП вовсе не были аполитичными журналистами, которых заставили надеть военную форму. Исследователь Винфрид Ранке отмечал, что многие фотографы РП разделяли национал-социалистические взгляды и рьяно исполняли приказы начальства, желая продвинуться по службе. Они конкурировали между собой, пытаясь пробиться со своими снимками на обложки немецких СМИ.

]]>​«Это была Линия Сталина». Коллаж из нескольких фотографий был помещён на развороте журнала Ilustrowany Kurier Polski от 27 июля 1941 года. Солдаты стоят спиной к фотографу, что должно было создать у зрителя эффект присутствия на поле боя. Вверху добавлены фотографии бомбардировщиков, а с помощью дыма прикрыты линии монтажа. Коллаж демонстрировал доблесть немецких солдат, прорывающих Линию Сталина, и заставлял поверить в неизбежную победу вермахта - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

«Это была Линия Сталина». Коллаж из нескольких фотографий был помещён на развороте журнала Ilustrowany Kurier Polski от 27 июля 1941 года. Солдаты стоят спиной к фотографу, что должно было создать у зрителя эффект присутствия на поле боя. Вверху добавлены фотографии бомбардировщиков, а с помощью дыма прикрыты линии монтажа. Коллаж демонстрировал доблесть немецких солдат, прорывающих Линию Сталина, и заставлял поверить в неизбежную победу вермахта

После войны Хассо фон Ведель уверял, что сделанные его ротами в Польше фотографии были в большинстве своём объективными, однако историки Альрих Майер и Оливер Зандер доказали, что это не так. Фон Ведель писал даже о «пассивном сопротивлении» рот пропаганды расовой идеологии. Однако, по замечанию Бернда Болля, в задачу рот не входил объективный показ событий Второй мировой — напротив, они были оружием, помогавшим вермахту выиграть войну. Сделанные ими фотографии были не произведением искусства или зеркалом повседневности, а идеологическим инструментом.

Организация войск пропаганды

Начало кооперации между НСДАП, министерством народного просвещения и пропаганды и министерством обороны Рейха было положено в 1933 году. В дальнейшем сотрудничество крепло и привело к созданию войск пропаганды. Весной 1938 года начальник штаба Верховного командования вермахта (ВКВ) генерал-полковник Вильгельм Кейтель выпустил меморандум, в котором заявлял, что в будущем тотальная война будет вестись не только на полях сражений — важную роль станут играть экономика и пропаганда. 19 августа того же года штаб выпустил постановление, в котором говорилось, что РП, будучи составной частью войск связи, подчиняются командованию своих армий, однако указания о форме и содержании своих репортажей будут получать от министерства народного просвещения и пропаганды. Ответственность этого ведомства за создание пропагандистских материалов закрепляли Правила ведения пропаганды на войне, изданные ВКВ 27 сентября 1938 года. Для воплощения этих правил в жизнь ВКВ 1 апреля 1939 года основал отдел пропаганды вермахта, ответственный за военную цензуру и ведение репортажей с мест событий. Возглавил его полковник Хассо фон Ведель.

]]>​Майор Хассо фон Ведель, ноябрь 1938 года. Источник: BArch, Bild 146-2002-005-22A/Stiehr/CC-BY-SA - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

Майор Хассо фон Ведель, ноябрь 1938 года. Источник: BArch, Bild 146-2002-005-22A/Stiehr/CC-BY-SA

Отбирая персонал для РП, министерство делало акцент не только на профессиональном уровне фотографов, но и на их политической благонадёжности, рассматривая журналистику как пропагандистскую службу на благо национал-социалистического режима. Каждый кандидат проходил тщательную многоуровневую проверку: по линии НСДАП, министерства обороны, министерства народного просвещения и пропаганды и, наконец, в штабе заместителя фюрера. Кандидатуру командира РП утверждал лично министр пропаганды Йозеф Геббельс. Министерство ежедневно выпускало указания для РП, в которых очерчивало актуальные тенденции и называло темы требуемых статей и фотоснимков.

Начало боевого пути

Фотографы заступили на службу в 1936–1937 годах — они освещали ход военных манёвров. Первые пять рот пропаганды ВКВ создало в августе 1938 года — незадолго до того, как войска вермахта ]]>вошли в Судетскую область]]>. Перед нападением на Польшу в 1939 году были созданы дополнительные РП. По штату одна такая рота насчитывала 150 человек: 4–7 из них были фотографами, а остальные — обычными солдатами.

Если фотограф прежде не служил в вооружённых силах, ему присваивалось звание зондерфюрера. Когда его работы появлялись в прессе, он «вырастал» до унтер-офицера. По данным Федерального архива Германии, если фотограф был унтер-офицером и его работы получали известность, он мог продвинуться до офицерского звания и получить статус специального корреспондента (Sonderberichter).

]]>​Украинские жители встречают немецкого фотографа из РП (рота пропаганды — Propagandakompanie, сокращённо PK). Источник: Bundesarchiv, Bild 101I-187-0203-23 / Gehrmann, Friedrich / CC-BY-SA 3.0 - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

Украинские жители встречают немецкого фотографа из РП (рота пропаганды — Propagandakompanie, сокращённо PK). Источник: Bundesarchiv, Bild 101I-187-0203-23 / Gehrmann, Friedrich / CC-BY-SA 3.0

В 1939 году у каждой армии была своя РП. Вместе с немецкими войсками на территорию Польши вступили пять из семи РП вермахта и одна РП флота. В том же году в Потсдаме была создана учебная РП, в которой проходили подготовку пропагандистские подразделения союзных Рейху государств — Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии и Болгарии.

Во время нападения на СССР в июне 1941 года действия вермахта освещали 13 РП сухопутных войск, четыре РП военно-воздушных сил, две полуроты пропаганды военно-морских сил и три РП СС. В 1942 году контингент пропагандистских подразделений насчитывал примерно 15 000 человек. В следующем году у отдела пропаганды вермахта появился собственный штаб, и РП превратились в отдельный род войск. Хассо фон Ведель получил звание генерал-майора и переехал в ставку фюрера.

Задачи РП

Отдел пропаганды вермахта ставил РП задачу улучшить репутацию вооружённых сил. Снимки РП проходили строгую цензуру, которая, с одной стороны, не позволяла показывать ничего лишнего, а с другой — определяла темы, которые надлежало осветить. Фотографии, сделанные пропагандистскими ротами, стали для немцев важнейшими источниками информации о событиях в оккупированных регионах. У них складывалось впечатление, что вермахт несёт культуру в дикие края, освобождает страдающие от тирании народы и помогает местным жителям. Работы фотографов РП должны были показать превосходство немецкой нации над народами востока.

]]>​ Русские крестьянки чистят картошку для солдат вермахта. Источник: Providing institution Österreichische Nationalbibliothek — Austrian National Library, Creator Scherl Bilderdienst - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>
Русские крестьянки чистят картошку для солдат вермахта.
Источник: Providing institution Österreichische Nationalbibliothek — Austrian National Library, Creator Scherl Bilderdienst

Верховное командование вермахта и министерство народного просвещения и пропаганды контролировали все снимки, публиковавшиеся в прессе на оккупированных территориях. Отметим, что на страницы газет могли попасть даже фотографии, сделанные гражданскими фотографами, если они соответствовали той картине, которую руководители пропаганды хотели нарисовать. Правда, с 1941 года частным лицам было запрещено иметь фотоаппарат в личном пользовании.

Фотографии РП не только информировали население — в будущем они должны были послужить источниками для написания истории. Все снимки хранились в государственном фотоархиве (Reichsbildarchiv). Бернд Болль пишет, что туда же отправлялись и фотографии, изъятые у местных жителей.

От щелчка фотоаппарата до публикации

Темы будущих фотографий отдел пропаганды вермахта обсуждал с министерством народного просвещения и пропаганды. Затем министерство формулировало заказы для РП и давало чёткие указания: например, нужен снимок для первой полосы, на котором будет изображено не больше двух человек. Бывало, заказы получали конкретные фотографы.

]]>​Постановочный снимок был сделан на польской границе. Фотография должна создать впечатление, будто Польша была взята практически без боёв. Фотограф Ханс Зённке (Hans Sönnke). Источник: BArch, Bild 183-51909-0003/Sönnke/CC-BY-SA - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

Постановочный снимок был сделан на польской границе. Фотография должна создать впечатление, будто Польша была взята практически без боёв. Фотограф Ханс Зённке (Hans Sönnke). Источник: BArch, Bild 183-51909-0003/Sönnke/CC-BY-SA

Стремясь обойти конкурентов, некоторые фотографы похвалялись, что их фото не постановочные, хотя это было совсем не так. Случалось, напротив, что фотографии отбраковывались, так как их постановочный характер слишком уж бросался в глаза. Некоторые мастера славились умением безупречно расставить в кадре людей и предметы. Например, фотограф Георг Шмидт-Шеедер сделал в Дюнкерке немало снимков с британскими военнопленными. На самом деле, когда он приехал туда, то нашёл совсем немного англичан — основную массу пленников составляли французы. Фотограф не растерялся: он сделал несколько снимков британцев крупным планом на фоне размытых фигур французских солдат.

Фотографы пользовались камерами типа Leica III и Contax III. Снимки делались форматом 24×36 мм, а потом из негативов они превращались в позитивы подходящего для прессы формата 13×18 см. Однако сами фотографы не имели права передавать свои работы в СМИ — фотографиям предстояло проделать долгий путь. На оборотной стороне снимка наклеивался сопроводительный ярлык с описанием того, что на нём запечатлено. Цветом ярлыка обозначался уровень доступа: например, жёлтый означал «только для служебного пользования», а белый — «для прессы». Далее снимок попадал в министерство просвещения и пропаганды, где специально подготовленные сотрудники проверяли фотографию на соответствие поставленным задачам и на политическую благонадёжность. Если снимок проходил это частое сито, на его оборотной стороне ставилась печать, и фотография отправлялась в бюро фотоновостей (Bildnachrichtenbüro), где её снова обозначали цветом.

]]>​Сделанный РП снимок и сопроводительный ярлык на его обратной стороне. Описание гласит: «Солдатская могила у Кроне. Одна из первых жертв во время немецкого продвижения в Польшу. Солдатская могила на обочине принадлежит сапёру, 2 сентября отдавшему свою жизнь за фюрера и за свой народ». Фотограф Хайнц Бёзиг. Источник: BArch Bild 183-2008-0415-507/CC-BY-SA - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

Сделанный РП снимок и сопроводительный ярлык на его обратной стороне. Описание гласит: «Солдатская могила у Кроне. Одна из первых жертв во время немецкого продвижения в Польшу. Солдатская могила на обочине принадлежит сапёру, 2 сентября отдавшему свою жизнь за фюрера и за свой народ». Фотограф Хайнц Бёзиг. Источник: BArch Bild 183-2008-0415-507/CC-BY-SA

Снимки публиковались в иллюстрированных журналах и на страницах примерно сорока газет, на плакатах, открытках, листовках и стенгазетах в оккупированных регионах. Выпускались и фотокниги — одна такая, например, была посвящена Польскому походу вермахта.

Пример использования фотографии в интересах немецкой пропаганды можно увидеть в советском фильме «Судьба» (1977). Жена секретаря обкома, врач психиатрической больницы, не эвакуируется и вместе со своими ]]>пациентами]]> попадает в плен. РП фотографирует её вместе с немцами и передаёт снимок в стенгазету, чтобы сформировать впечатление, будто она сотрудничает с оккупантами, и тем самым подорвать авторитет секретаря обкома — партизанского командира.

Верю-не верю

Фотографии РП, по мнению Болля, в основной своей массе нельзя назвать достоверными. Например, как следует из указа отдела пропаганды вермахта от 24 ноября 1939 года, для иллюстрации боёв на территории Польши использовались снимки с манёвров предвоенного времени. Зачастую фотографии проходили дополнительную обработку, чтобы добавить им драматизма (например, в сценах боёв могли дорисовать пламя) и выставить вермахт в выгодном свете.

В ходе Польской кампании 1939 года снимки РП стремились убедить поляков в их окончательном поражении и в непобедимости вермахта. По утверждению некоторых польских исследователей, немецкие фотографы создавали в общественном сознании оккупированного населения образ врага — это были евреи, англичане и русские — и накачивали поляков национал-социалистическими идеями. В оккупационной прессе фотографии транслировали населению антисемитские и антисоветские установки, при этом авторами снимков якобы были не военнослужащие РП, а сотрудники иных служб — например, американского информационного агентства Associated Press.

]]>​Коллаж из журнала Ilustrowany Kurier Polski от 21 сентября 1941 года. Слева композиция «Руки вверх»: несколько снимков сдающихся советских солдат рядом со снятым крупным планом человеком в грязных лохмотьях — подпись к фото сообщает,что это взятый в плен советский еврей. Справа композиция «В атаку»: немецкие солдаты ведут огонь по врагу - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

Коллаж из журнала Ilustrowany Kurier Polski от 21 сентября 1941 года. Слева композиция «Руки вверх»: несколько снимков сдающихся советских солдат рядом со снятым крупным планом человеком в грязных лохмотьях — подпись к фото сообщает,что это взятый в плен советский еврей. Справа композиция «В атаку»: немецкие солдаты ведут огонь по врагу

В производстве фотографий часто использовался приём, основанный на противопоставлении. Фотографы играли на контрасте между «грязными», подобными животным, советскими гражданами и «чистыми» немцами, рисуя картину расового превосходства немецкой нации. Истоки такой иконографии уходят в 1937 год, когда были изданы Указания для антибольшевистской пропаганды. Позже их закрепил указ министра пропаганды Йозефа Геббельса от 5 июля 1941 года, гласивший:

«Важно противопоставлять изображения озверевших большевиков свободно и открыто глядящим немецким рабочим, грязные советские бараки — немецким поселениям и разбитые заболоченные тропы — хорошим немецким дорогам».

В прессе Германии и оккупированной Польши использовался и другой приём: акцент на растиражированные пропагандой особенности внешности, присущие тому или иному народу. Такие фотографии должны были вызывать у читателя отвращение. При этом важно было использовать громкие слова — например, «орда» — и наделять советских солдат азиатской внешностью, подчёркивая «расовую неполноценность» военнослужащих Красной армии.

]]>​Обложка журнала Ilustrowany Kurier Polski от 12 июня 1942 года. Подпись гласит: «С помощью таких полчищ Сталин хотел захватить Европу, а Рузвельт и Черчилль сочли этот план «очень вдохновляющим» - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

Обложка журнала Ilustrowany Kurier Polski от 12 июня 1942 года. Подпись гласит: «С помощью таких полчищ Сталин хотел захватить Европу, а Рузвельт и Черчилль сочли этот план «очень вдохновляющим»

Наступление вермахта на восток подавалось как героический поступок: солдаты преграждали дорогу диким восточным ордам, желавшим захватить Европу, и выступали освободителями этнических немцев, преследуемых в Польше: РП исправно поставляли в прессу фотографии, «свидетельствовавшие» об уничтожении живших здесь немцев. Во время Французской кампании 1940 года пропагандистские роты клепали снимки темнокожих французских солдат, представляя их как расово чужих и низкосортных людей. В Польше такая роль отводилась евреям, а в СССР — евреям и азиатам.

Террор против гражданского населения редко попадал в объектив фотокамеры, и эти снимки не появлялись в прессе.

1/2

]]>​На обложке журнала Ilustrowany Kurier Polski были изображены сдающиеся в плен советские солдаты азиатского происхождения - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

На обложке журнала Ilustrowany Kurier Polski были изображены сдающиеся в плен советские солдаты азиатского происхождения

]]>​Еврей из Лодзинского гетто попал в объектив сразу двух фотографов РП благодаря своему характерному внешнему виду. Источник: BArch Bild 101I-133-0703-19/Zermin/CC-BY-SA - Пиарщики вермахта | Warspot.ru]]>

Еврей из ]]>Лодзинского гетто]]> попал в объектив сразу двух фотографов РП благодаря своему характерному внешнему виду. Источник: BArch Bild 101I-133-0703-19/Zermin/CC-BY-SA

Итоги

При анализе сделанных ротами пропаганды фотографий важно понимать, что они служили инструментом психологической войны. Продвигавшийся на восток вермахт должен был представать в глазах соотечественников в образе блистательного освободителя — в этом и заключалась задача РП. В прессе широко тиражировались фотографии, на которых жители СССР с радостью встречали немецких солдат, а также снимки военных врачей вермахта, заботливо оказывавших помощь гражданскому населению.

Работы фотографов РП продолжают оказывать влияние на умы и в наше время: нет-нет да может вдруг показаться, что солдаты вермахта были совсем не так жестоки, как уверяют учебники истории. У кого-то может даже сложиться впечатление, что национал-социализм вовсе не так уж плох, а его приверженцы несли культуру и просвещение в «дикие» земли: не зря простой народ приветствовал немецких солдат.

Однако, как видим, над таким впечатлением трудились специально отобранные и проинструктированные люди, создававшие и распространявшие требуемые образы в соответствии с национал-социалистическими директивами. Важно помнить, что эти фотографии постановочные и не соответствуют действительности, что снимки проходили строгую цензуру, а погибшие от холода и голода, замученные эсэсовцами мирные жители оккупированных территорий не попадали в объектив немецкого фотоаппарата и не давали интервью немецкому журналисту.

https://kramola-books.ru УНИКАЛЬНЫЕ КНИГИ В ЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ или В ПОДАРОК