Корни и источники русской скульптуры

До Петра I светской скульптуры в России практически не существовало.

Появление светской скульптуры в России

Скульптурные памятники существовали на Руси задолго до царя-реформатора Петра I, но все они имели отношение к религиозному искусству. Это были великолепные образцы деревянных фигур святых и декоративные рельефы на фасадах церквей. А светскую скульптуру можно назвать ровесницей Санкт-Петербурга, потому что когда Пётр стал строить новый город, она ему понадобилась для возвеличивания триумфов Северной войны, для украшения дворцов, зданий и даже кораблей.

Он пригласил иностранных мастеров, в совершенстве владевшими искусством ваяния, и среди них — Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер и Никола Пино. Некоторые скульптурные произведения Пётр I для Северной Венеции закупал. Так, например, в Италии были приобретены статуи для украшения Летнего сада.

Первые русские скульпторы

Рождение русской скульптуры связано с основанием в Санкт-Петербурге Академии трёх знатнейших художеств, замысел создания которой восходил к реформам Петра, но был осуществлён только его дочерью Елизаветой Петровной в 1757 году. Первым президентом академии стал Иван Иванович Шувалов, один из самых просвещённых людей своего времени, покровитель, друг и соратник Михаила Ломоносова.

Иван Шувалов также был основателем и куратором Московского университета, где в 1758 году для обучения «знатнейшим художествам» отобрали шестнадцать наиболее способных юношей и привезли их в Петербург, где было набрано ещё 20 человек, в основном из «солдатских детей».

Академия делилась на живописный, скульптурный, архитектурный и гравировальный классы. Педагогическая система была строго регламентирована и, в соответствии с принципами классицизма, ориентирована на изучение и творческое переосмысление античных эстетических норм.

Корни и источники русской скульптуры

В академии преподавали иностранные художники. Скульптурный класс в 1758—1778 гг. возглавлял Николя Франсуа Жилле (1712−1791) — известный французский ваятель, мастер портрета и декоративной пластики. В России раскрылся его педагогический талант — почти все русские скульпторы того времени были его учениками.

Шубин Ф. И. Портрет М. В. Ломоносова, 1793.

Шубин Ф. И. Портрет М. В. Ломоносова, 1793. Источник: пресс-служба Петербургского манежа

Первым и самым старшим учеником французского мастера стал Федот Шубин. Сын поморского крестьянина, он во многом (в том числе и в буквальном смысле) повторил путь своего великого земляка Михаила Ломоносова, по протекции которого и оказался в Академии художеств. Он, а также Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Фёдор Гордеев и Иван Прокофьев принадлежат к первому «шуваловскому» поколению учеников академии.

Русская скульптура вне сомнения находилась под влиянием в первую очередь искусства Италии и Франции. Отчасти это было связано с тем, что именно в эти страны в пенсионерские поездки направлялись выпускники, заслужившие Большую золотую медаль за своё дипломное произведение.

Форма — античная, содержание — русское

Для получения Большой золотой медали скульптору в 18-м веке надо было изваять барельеф на сюжет из русской истории для прославления отечества. Поэт и драматург Александр Сумароков писал о необходимости изображения «истории своего отечества и лиц великих в оном людей».

Например, в 1772 году следовало создать рельеф на сюжет «Изяслава Мстиславовича хотели убить любимые его воины не знавши», о том как Изяслав Мстиславович, внук Владимира Мономаха, ведя многочисленные войны, чуть не был убит в одном из сражений своими же воинами, не узнавшими его.

Щедрин Ф. Ф. Изяслава Мстиславовича хотели убить любимые его воины не знавши, 1772.

Щедрин Ф. Ф. Изяслава Мстиславовича хотели убить любимые его воины не знавши, 1772. Источник: пресс-служба Петербургского манежа

Большой золотой медалью был награждён Феодосий Щедрин.

Козловский М. И. Изяслав Мстиславович и воины, 1772.

Козловский М. И. Изяслав Мстиславович и воины, 1772. Источник: пресс-служба Петербургского манежа

Михаил Козловский, который уже соперничал с Щедриным в 1771 году в конкурсе на тему «Крещение Владимира», получил малую золотую медаль.

Матвеев А. Т. Надевающая чулок, 1912.

Матвеев А. Т. Надевающая чулок, 1912. Источник: пресс-служба Петербургского манежа

Александр Матвеев в период поисков путей развития русского искусства и обновления художественного языка стремился гармонично соединить в пластической форме классическую традицию и строгую конструктивность с ясностью и лаконизмом. Результатом его многолетней педагогической деятельности стало возникновение «ленинградской школы».

С 20 марта по 16 мая 2021 года в Петербургском манеже пройдёт выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф. И. Шубина до А. Т. Матвеева». В экспозиции — лучшие работы эпохи зарождения и расцвета русской классической скульптуры с середины 18-го до начала 20-го столетия.

Наталья Морозова

https://kramola-books.ru УНИКАЛЬНЫЕ КНИГИ В ЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ или В ПОДАРОК