Огненно-световые обряды славян

История российского фейерверка началась задолго до того, как появились сами фейерверки. Огонь, разве не он изменил всю историю и весь жизненный уклад человечества? Повелевать огнем – удел богов и людей. Но люди властвуют над огнем лишь отчасти, быстро превращаясь из его хозяев в жертвы. Именно поэтому абсолютная власть над огнем для людей связана с вмешательством и содействием богов. Огнепоклонничество славян имеет свои, отличные от других народов, обряды и образы.

У всех народов в далеком прошлом обожествление огня и света наряду с другими явлениями природы является общепризнанным фактом. У восточных славян, например, многие обряды посвящались Перуну — богу грома и молнии или небесного огня. Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В своих обрядах славяне чествовали и солнце – Бога Ярило, олицетворением которого на земле также являлся огонь.

Предшественниками фейерверков являлись огненно-световые зрелища. Самым простым и ранним по происхождению был ярко горящий костер, зажигавшийся народом на местах гуляний в дни святок, встречи нового года, масленицы и других праздников. Эти праздничные костры, в свою очередь, сохраняли память о древнейших обрядах народного культа.

Ритуальный костер древних славян (реконструкция)

Ритуальный костер древних славян (реконструкция)

Чествование славянами своих наиболее почитаемых богов связывалось с чередованием времен года, наблюдениями изменений, происходивших в природе. Древнейшие обряды у земледельцев, связанные с культом солнца, совпадали с основными периодами трудовой деятельности — подготовкой к сельскохозяйственным работам, весенним севом, созреванием и уборкой урожая; они отражали в образной поэтической форме связь творческого труда человека с творческими силами природы.

Позднее, в условиях господства идеологии христианской церкви, они претерпели значительные изменения или вовсе утратили свой прежний характер. Упоминавшиеся ранее праздничные костры свидетельствуют о пережитках и трансформации наиболее распространенных в глубокой древности народных обрядов.

Реконструкция дохристианской традиции праздничного гуляния славян

Реконструкция дохристианской традиции праздничного гуляния славян

В начальный период русского централизованного государства многие праздники, в том числе установленные церковью, сохраняли еще в значительной мере обрядность дохристианского народного культа.

В этом отношении наиболее показателен праздник рождества Иоанна Крестителя, с наступлением которого народ справлял свои традиционные обряды (игрища), посвященные чествованию Ивана Купалы — «бога обилия», с чьим именем у земледельцев связывались надежды на хороший урожай. Участники «игрищ», украшенные венками и зелеными ветвями, водили хороводы вокруг зажженных костров.

Реконструкция дохристианской традиции праздничного гуляния славян

Реконструкция дохристианской традиции праздничного гуляния славян

Постепенно утрачивая свое культовое значение, праздничные костры надолго закрепились в народном быту и с течением времени стали служить лишь в качестве привычного огненно-светового, декоративного оформления народных празднеств. В этом смысле они и до сих пор бытуют в некоторых регионах нашей страны.

Однако в народном быту имели место и «огненные потехи», которые устраивались с использованием плауна. Плаун, или ликоподий, — стелющееся по земле вечнозеленое травянистое, кажущееся мхом, растение. Это растение в различных районах нашей страны имеет названия: пыль, пыленка, деряга, деряба, пыхучка, попловушка. Зрелые сухие споры этого растения дают при зажигании мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. Благодаря своим качествам плаун не так давно еще применялся в некоторых отраслях промышленности, в том числе пиротехнике. В далеком прошлом он служил удобным и дешевым материалом для устройства народом огненно-световых зрелищ.

А. Силантьев, «Скоморошьи игрища на Рождество», фрагмент, 2002 год

А. Силантьев, «Скоморошьи игрища на Рождество», фрагмент, 2002 год

Конечно, народные праздничные «вакханалии» имели место не только на Руси, но и в быту других народов. Однако любопытным является то, что иностранцы, наблюдавшие «огненные потехи», устраивавшиеся в период рождественских, масляничных и других праздников с помощью упомянутых трубок и плауна, называли их «особыми фейерверками».

В XVI-XVII веках более эффектные огненно-световые зрелища устраивались русским духовенством в связи с театрализованными обрядами церковного культа. Они должны были наглядно разъяснять народу содержание церковных догматов, способствовать исчезновению в его быту пережитков народного культа. В некоторых театрализованных церковных обрядах, особенно в «действах», устраивались значительные огненно-световые эффекты.

Три отрока в пещи огненной. Иконостас церкви села Верховье, 1776 год, анонимный автор

Три отрока в пещи огненной. Иконостас церкви села Верховье, 1776 год

Церковь всегда давала огню и свету символическое или аллегорическое истолкование. Еще писатели древнехристианской церкви постоянно в своих сочинениях называли бога и Христа словами: ignis (огонь), luтеп (свет) и т.п. В частности, русская церковь в течение нескольких столетий утверждала, что внешним выражением «божественной поли» является «священный огонь», т.е. образ, близкий тогда народу по сохранившимся в его сознании и быту пережиткам народного культа. Богословско-мистическое значение «священного огня» подчеркивается даже в официальных церковных документах XVII века.

В славянской мифологии с упрощенным бытовым пониманием символического смысла огня соседствует более глубокое, связанное с абсолютной истиной. Хорошо известен сказочный сюжет о том, как главного героя испытывают кипящей водой (интерпретация в сказке «Конек-горбунок»), соединяющей в себе естество огня и естество воды. Правдивого, праведного человека такая вода омолаживает, а злой в ней просто сваривается. Истина состоит в выборе между жизнью и смертью. Поэтому и огонь связан с истиной, которая как бы преодолевает конфликт между «быть» и «не быть».

И. Пилишенко, «Перунов огонь», фрагмент, 2000 год

И. Пилишенко, «Перунов огонь», фрагмент, 2000 год

Древние славяне считали, что правое дело всегда связано с огнем. (Отсюда, вероятно, следует вести происхождение слова «искренность».) Ритуальное использование огня в простонародной культуре давало возможность приобщиться к правде, прикоснуться к истине или, по крайней мере, задуматься над вечными вопросами.

От истории к современности нас переносят сегодняшние огнепоклонники. С каждым годом их становится все больше и больше. Они создают огненные театры, воссоздают древние «действа» и играют новые мистерии с живым огнем (именно эти современные реконструкции и приведены на рисунках выше). Этому есть реальное объяснение и кроется оно в исторических корнях славянского язычества.

Мистерия огня в массовом ритуале состоит в том, чтобы вместить все метафоры, связанные с ним в прямое предъявление самого огня. Ритуальные или театральные действия с огнем должны вызывать к жизни забытые образы, на коих покоится вся человеческая культура.

https://kramola-books.ru УНИКАЛЬНЫЕ КНИГИ В ЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ или В ПОДАРОК